Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Трамп азиатским союзникам: вы будете следующими, кого мы покинем

Несмотря на паузу в военных действиях в Сирии, ущерб доверию Соединенным Штатам со стороны их союзников уже нанесен. Азиатские военные стратеги и эксперты по оценке рисков безопасности пересматривают свои сценарии возможных событий после того, как Дональд Трамп бросил курдских союзников на «съедение волкам». С тех пор как Трамп вступил в должность президента в начале 2017-го года, азиатские союзники Вашингтона нашли способы приспособиться или обходить его изоляционизм, невежество, прихоть и необходимость отвлекать внимание от юридических проблем.

Но, Трамп, бросив сирийских курдов в «пасть» турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который убежден, что они террористы, и который направил на них своих военных, продемонстрировал предательство другого порядка. Мир пришел к пониманию того, что для Трампа быть замеченным и стать победителем – это единственное важное соображение, которым он руководствуется. Действительно, отказ от поддержки курдов, похоже, был первым ответом, который пришел на ум к Трампу, когда он столкнулся с растущими требованиями в конгрессе расследовать его злоупотребления властью и, возможно, предъявить ему импичмент для отстранения от должности.

Но отказ Трампа от курдов, чьи ополченцы возглавили кампанию против группировки «Исламское государство» (запрещенная организация в РФ) и потеряли в боях с нею 11 000 человек, показывает, что он готов послать сотни и даже тысячи людей на смерть, чтобы накормить свое высокомерие. Таким образом, предательство курдов впервые вызвало общественный гнев в отношении Трампа из числа его республиканских последователей на столичном холме, что повысило перспективы импичмента.

В спешном акте «починки забора» вице-президент Майк Пенс был отправлен в Анкару в четверг, чтобы выкрутить руки Эрдогану. Турецкий лидер согласился на пятидневное прекращение огня, в течение которого курдским ополченцам будет разрешено покинуть 30-километровый коридор, который Эрдоган хочет установить и контролировать на сирийской стороне общей границы.

Но, глубокий ущерб доверию к США среди их союзников был нанесен. В Азии предательство курдов вызвало тревогу не только в Южной Корее, но и в Австралии и Японии. Среди 10 стран Юго-Восточной Азии ненадежность Трампа добавила еще одну трещину в связях с Америкой в продолжающейся игре по поиску функционального баланса их отношений с Китаем и, все чаще, с Индией.

Для Южной Кореи доказательства из Сирии о способности Трампа к предательству, приходят в особенно чувствительное время. Сеул и Вашингтон ведут ожесточенные споры о том, сколько Южная Корея должна заплатить за 28 500 американских военнослужащих, размещенных на полуострове. С тех пор, как он пришел к власти, Трамп выступал против «бездарных союзников» и требовал, чтобы Европа, Япония и Южная Корея платили гораздо больше за содержание американских войск, размещенных в их регионах.

На данный момент Южная Корея платит около одного млрд. долл. в год за американские войска. Но в недавнем интервью местной газете посол США в Сеуле Гарри Харрис подтвердил слухи о том, что Вашингтон хочет пятикратного увеличения взносов (до пяти млрд. долл. в год). Это ухудшает отношения властей Южной Кореей с общественностью. Но, пример обращения Трампа с курдами заставляет южнокорейцев думать, что если он не получит свои деньги, он прикажет вывести американские войска из страны, о чем он неоднократно размышлял в прошлом. Это оставило бы Южную Корею беззащитной перед натиском с Севера, как это было в начале гражданской войны в 1950-м году.

У южнокорейцев есть веские причины сомневаться, на чьей стороне Трамп в их противостоянии с марксистской монархией Ким Чен Ына. Трамп расточал похвалы и даже привязанность к Киму в ожидании, что его стратегия заключения сделок убедит молодого северокорейского лидера отказаться от своего ядерного оружия и программ баллистических ракет. Но, не получилось. Три встречи Трампа на высшем уровне с Кимом не произвели ничего существенного. И «реверансы» Трампа были отклонены. Ким продвигается вперед со своими программами военного развития, но он очень осторожен и держится подальше от испытаний оружия, которые непосредственно угрожают США.

С положительной стороны Трамп, похоже, узнал из этого опыта, что в дипломатии великие жесты обычно приходят в конце большой тяжелой работы, а не в начале. Северокорейские и американские чиновники сейчас ведут переговоры за кулисами на заднем плане, и, если они смогут произвести что-то существенное, то только в далеком будущем.

По предварительным данным, второй раунд переговоров представителей США и Южной Кореи по вопросам распределения военных расходов состоится на следующей неделе на Гаити. Об этом сообщает Yonhap News со ссылкой на свои источники. Южнокорейскую делегацию возглавит бывший зампредседатель финансового комитета Чон Ын Бо, а американскую сторону — представитель госдепа Джеймс Дехарт. Первый раунд переговоров по данному вопросу прошёл в Сеуле с 24 по 25 сентября. В марте Южная Корея и США подписали 10-е соглашение о финансировании пребывания военных США в Южной Корее, сумма которого составила 1,16 млрд. долл., что на 8,2% больше по сравнению с 2018-м годом. Действующее соглашение, вступившее в силу 5 апреля, истекает 31 декабря 2019 года.

Япония находится в положении, похожем на Южную Корею – в ее стране базируется около 54 000 американских военнослужащих, за что Вашингтон хочет больше денег, чтобы постоянно находится на линии фронта с Северной Кореей и Китаем. Однако токийскому правительству обычно удается не возбуждать общественность, когда надвигается опасность. Но, именно этот сценарий последовал на этой неделе, что побудило Куни Миякэ, президента Института внешней политики Японии, написать: – «Люди в Токио либо не понимают этого, либо не хотят знать, что на самом деле означает вывод американских войск из северной Сирии для механизма японо-американского альянса в области безопасности. Они могут быть правы, думая, что такое может случиться только с Южной Кореей. Но насколько в этом уверена Япония? Я не могу быть так уверен. В эпоху интуиций, совпадений и неверных суждений может произойти все что угодно».

В Австралии, огромной стране с небольшим населением, которая постоянно чувствовала себя уязвимой перед вторжением с севера, вопросы национальной безопасности всегда были главной проблемой. Ощущение у австралийцев уязвимости усиливается по мере того, как Китай становится все более сильной экспансионистской державой, проникающей в Юго-Восточную Азию.

В качестве страховки сменявшие друг друга правительства Канберры всегда стремились поддержать договор об обороне с Вашингтоном, будучи в числе первых, кто подписывался на американские войны. Австралийцы сражались вместе с американцами во всех крупных военных действиях США со времен Второй мировой войны, включая Корею, Вьетнам, Персидский залив, Сомали, Восточный Тимор, Афганистан и Ирак.

Сообщение из курдского региона на севере Сирии, однако, заключается в том, что поколений погибших и раненых австралийцев может быть недостаточно, чтобы обеспечить лояльность нынешнего президента США, поэтому Канберра стала рассматривать все более сложные отношения с Пекином. Это вызвало дебаты в последние несколько дней на австралийской политической сцене и в средствах массовой информации. Вынесенный вердикт заключается в том, что, как и в случае с Японией, американо-австралийский союз слишком глубок и широк, чтобы быть перевернутым маниями одного американского президента.

Но степень неопределенности остается, и она усиливается общим мнением по всей Азии, что любая оценка риска должна предполагать, что Трамп будет переизбран в 2020-м году еще на четыре года.

JONATHAN MANTHORPE