"Славяне и скандинавы" - рецензия на книгу.
В данном научном сборнике можно найти следующие темы:
- феодальные общества скандинавов (даны, норвежцы, шведы).
- археологические находки в скандинавских городах (Хедебю, Бирка) и славянских городах и городских центрах (Старая Ладога, Гнёздово, Великий Новгород).
- историческое развитие шведского этноса, датского этноса, финских племён.
- этимология имени "русь" и концепция происхождения Древнерусского государства.
- культура и археология средневекового Новгорода.
- культура западнославянских племён и народов Польского Поморья.
- сведения о Балтийском культурно-экономическом регионе.
Сборник археологических статей специалистов из СССР, ГДР, Польши, Финляндии, Швеции, Дании 1986 года. Данная книга будет полезна тем читателям, которые интересуются историей взаимоотношений славянских и скандинавских народов, межкультурными связями, а также экономическим развитием и археологическими находками.
Первое историческое явление, которое откроет для себя читатель - выявляемый по данным археологии и историческим источникам Балтийский культурно-экономический регион. Между древними скандинавами и славянами, а также другими народами, обитавшими по обоим берегам Балтийского моря, существовала со времён раннего Средневековья экономическая и культурная взаимосвязь, которая прослеживается по данным археологических находок: предметы украшений, имеющих схожий орнамент (звериный стиль, изображения змей, лошадей, драконов), распространённая по всему Балтийскому региону фризская посуда, предметы торговли и ювелирного и кузнечного ремёсел: стеклянные бусы, ульфбертовские мечи, имеющие гравировки изготавливающих их мастеров, как на скандинавских языках, так и на славянских.
В качестве ходовой монеты использовались арабские дирхемы, клады которых встречаются в Скандинавии и Древней Руси.
Доказательства существования Балтийского культурно-экономического региона:
- археологические находки (предметы торговли - фризская керамика, статуэтки Будды, восточные дирхемы; орнаменты на ремесленных изделиях).
- культурные и политические взаимосвязи, которые прослеживаются из истории взаимоотношений славянских и скандинавских государств.
Этносы, взаимодействующие в рамках Балтийского культурно-экономического региона: свеи (шведы), даны, рюгенские славяне, финские племена, словене ильменские (в XI-XV веках - Великий Новгород как город-республика), западные славяне.
В книге также рисуется образ двух народов - скандинавов (викингов) и славян - как торговцев и воинов. Торговля и война были в раннее Средневековье неотделимыми друг от друга занятиями, поэтому образ викинга, посещавшего Восточную Европу, включает в себя черты не только воителя, но и коммерсанта. Данное суждение подкрепляется также и археологическими находками: в курганах, где лежат скандинавы (например, Гнёздово под Смоленском) обнаружены не только молоточки Тора и оружие, но и чаши весов и гирьки, свидетельствующие о торговых занятиях владельца. Одна из главных идей - существование международных связей в раннем Средневековье.
По своей структуре книга является сборником статей археологов из разных стран. Расположение и тематика статей следующие: первым в книге является довольно обширное исследование Й. Хермана "Славяне и норманны", в котором и даётся представление о викингах и славянах, о торговом обороте внутри Балтийского региона. На основе исторических легенд и фактов показано мировоззрение скандинавов. Но в целом, данное исследование ставит целью показать исторические причины возникновения явления походов викингов. Основная причина их кроется в развитии феодальных отношений в Скандинавии. Феодалы захватывали лучшие земли на полуострове, который славится очень холодным климатом, и тысячи молодых людей, у коих не было никаких перспектив развития в родном краю (поскольку и земледелие в скандинавских странах является достаточно тяжёлым трудом), отправлялись в набеги на заморские страны. Строительного леса в Скандинавии было много, а тот исторический процесс, который мы называем походами викингов, начался задолго до их официальной даты, зафиксированной в западноевропейской историографии - 793 года (разграбление британского монастыря на острове Линдисфарн).
В данный научный сборник входит статья известного советского историка и археолога Бориса Александровича Рыбакова "Культура средневекового Новгорода". Учёный подчёркивает важное значение археологических раскопок в Новгороде Великом, древнем русском городе. Найденные в новгородских почвах артефакты - берестяные грамоты, орнаментированная посуда, мастерские ювелиров и кожевенников - свидетельствуют о грамотности и высокой бытовой культуре средневековых новгородцев.
Норманнская теория наиболее подробно изложена в книге, и на 1986 год - год выхода книги в печать - эта трактовка была наиболее актуальной. В статье "Русь и варяги" приводится теория зарождения политических взаимоотношений восточных славян, проживавших возле озера Ильмень, и викингов, искавших торговые пути в Восточную Европу по русским рекам. Призвание варягов в 862 году, которое считается началом древнерусской государственности, представляется в свете исследования экономической деятельности викингов в русских землях как локальное событие - заключение договора восточных славян с датским конунгом Рюриком (которого отождествляют с Рёриком Ютландским) для охраны торгового пути "из варяг в греки" от шведских викингов.
Норманнская теория, таким образом, раскрывается в несколько ином виде: призвание варягов ильменскими словенами в 862 году является одним из событий в истории международных взаимоотношений в балтийской экономической системе. А датой создания государства у восточных славян считается 882 год, когда князь Олег объединил славянский север (бассейн озера Ильмень) и Среднее Поднепровье со столицей в городе Киев.
Вопрос о происхождении названия "русь", в частности, пересечение его с этническим происхождением такого военного формирования как варяги, можно прояснить, анализируя повествование "Повести временных лет" о князе Олеге Вещем и о завоевании им городов Смоленска и Киева. Перед тем, как захватить будущую столицу Киевской Руси, князь Олег собрал "варягов, словен ильменских, кривичей, чудь и весь" и двинулся из Новгорода в поход на Смоленск, в Смоленске, после его покорения, оставил своих мужей и направился в Киев, которым управляли князья Аскольд и Дир. После убийства Аскольда и Дира Олег назвал Киев "матерью городов русских". Как повествует дальше летопись, "и были с ним варяги и славяне, прозвавшиеся русью".
Значит, варяги и славяне, пришедшие из Новгорода, стали прозываться русью только после завоевания Киева. До данного похода армия князя Олега - варяги, словене, кривичи, чудь и весь (самоназвания славянских и финно-угорских племенных союзов). Такая интерпретация летописного текста добавляет аргументации в одну из теорий - о существовании Русского каганата. Из данной теории делается вывод - что этимологию названия "русь" следует искать не исходя из норманнской теории, а в другом географическом регионе - Среднем Поднепровье, поскольку только пребывание в нём превратило варягов и словен под предводительством князя Олега в русов. Впрочем, в статье изложен иной вывод, о происхождении "руси" от скандинавов, а этимология названия народа - от слова "гребцы".
Сборник содержит ценную информацию о быте, культуре, нравах скандинавов и славян в эпоху раннего Средневековья (а именно с 5 по 13 века). Правда читать его необходимо с подготовкой, поскольку информация даётся в приличном объёме и требует понимания различных отраслей знаний - экономики, судостроения, искусства, археологических терминов.
Источник: "Славяне и скандинавы", под ред. Е. А. Мельниковой, 1986, М. Прогресс.