Читая мемуары столетней давности, можно наткнуться на любопытные бытовые детали, например, завтрак. Завтрак был обилен, с переменой блюд и частенько алкоголем (это даже превратилось в некий национальный миф). За завтраком засиживались, как об этом пишет, допустим, банкир из Екатеринбурга Владимир Аничков:
"Мы завтракали, как все русские люди, довольно долго, ведя переговоры, по разным деловым вопросам". (Аничков В.П. Екатеринбург-Владивосток (1917-1922).
Дело в том, что завтраком тогда считали совсем не то, что сейчас. Завтрак у образованных и интеллигентных россиян имел место в районе полудня или часа дня. А то, что у нас считается завтраком, было «чаем», обед по английской традиции был вечером, ужином снова был чай (и это был, как вы понимаете, не просто голый чай):
"К часу мы с Михаилом Васильевичем ходили в собрание завтракать, к 7-ми обедать". (Деникин А.И. Очерки русской смуты).
"В 8 часов 45 минут подавался утренний чай.. В час был завтрак...В 5 часов подавался чай. В 8 часов подавался обед. В 11 часов подавался чай. (Соколов Н.А. Убийство царской семьи).
"Я торопился с завтраком, и Ветров спросил у меня, почему я так тороплюсь.
- Да потому, - ответил я, - что в два часа должен начать ревизию отделения." (Аничков В.П. Екатеринбург-Владивосток (1917-1922).
"Я со служащими с утра приступил к заключению годового отчета. К двенадцати часам дня отчет был завершен и выведена прибыль, выразившаяся в восьмидесяти процентах на паевой капитал. Я ликовал и отправился покупать закуски и вино, устроив обильный завтрак". (Аничков В.П. Екатеринбург-Владивосток (1917-1922).
В советские времена с распорядковым англофильством в высших кругах было покончено (как и с самими кругами), и сейчас наш завтрак утром, обед днем, а вечером – ужин.
Примерно такая же история с употреблением кофе. Кофе пили очень много, и до революции, и после (по крайней мере, с «белой» стороны). В том числе, и в годы Гражданской войны, когда со снабжением было не очень. Кофе как-то удавалось доставать. Даже специально вагонами кофе отправляли в качестве «гуманитарной» помощи другим регионам, более пострадавшим от социальной революции. Конечно, это касалось городского населения, по большой части образованного. Да и в мемуарах, несмотря на свои «чаи», они все бесконечно пьют кофе.
После окончательного установления советской власти и решения основных экономических проблем - с чаем возобновили, а вот привычка пить кофе, как кажется, ушла. Понятно, что в СССР сложно было достать и хороший чай, не то, что кофе. Хотя ввозили и то, и другое. Кофе как дефицит, в целом, присутствовал в жизни советских людей, это касается, конечно, эпохи растворимого кофе. Но советское искусство, например, чаще его обходило. Пили кофе, как правило, в зарубежных фильмах или фильмах про зарубеж. Это интересный нюанс, советская власть либо не нашла возможности поставлять кофе в страну (как при старом режиме), либо посчитала, что людям его пить не надо, потому что «простые люди кофе не пьют», несоветская традиция. В целом, так оно и было, крестьяне кофе не пили, конечно.
Кофе в Россию в итоге вернулся, сначала, как растворимый дефицит, а сейчас в виде повальной кофемании, уже можно начинать беспокоиться за чай. Но вот история кофе в советском государстве – это тема, которая напрашивается на хорошую книжку.