Найти в Дзене
ТЕХНОНИКОЛЬ

Как спроектировать и построить гараж мечты

Оглавление
Фото
Фото

Гараж — место для стоянки и хранения автомобиля. По крайней мере, так оно должно быть в идеале. Главная задача гаража — сохранить ваш автомобиль, защитить его от непогоды и автомобильных воров. На самом деле, не успеете и глазом моргнуть, как гараж стремительно начинает превращаться в универсальное место для хранения всего.

Как сделать гараж удобным и универсальным помещением и не захламить его? Рассказываем и показываем на пальцах.

Чертим план гаража

Фото
Фото

Естественно, гараж — в первую очередь для автомобиля, а уж потом для всего остального. Поэтому, проектируя гараж, сначала рассчитайте площадь, необходимую именно для него. А если у вас их несколько — то пространства должно хватить для всех. Обидно будет, если вы, например, поцарапаете одну свою машину другой только из-за тесноты. Ну а если вы планируете использовать гараж еще и как мастерскую, и как место для хранения садового инвентаря или осенних заготовок, нужно обязательно предусмотреть пространство и для этих вещей.

Начертите план будущего гаража на бумаге в масштабе. Посмотрите, будет ли всё это помещаться в выделенные для строительства площади. Если владеете графическими программами — попробуйте сделать предварительный план гаража с их помощью. Поиграйте с расположением зон, заранее продумайте, где и как будут располагаться осветительные приборы, электрические розетки, как пройдет система вентиляции и отопления, куда лучше подвести водопровод.

Для автомобиля

Фото
Фото

Скучные строительные нормативы говорят нам, что для одной машины достаточно полянки 5×2,5 метра. Если у вас машина покрупнее, микроавтобус или большой внедорожник, рассчитывайте место так, чтобы вокруг автомобиля было свободное пространство в 50-75 см. Высота до потолка по тем же нормативам — 2,2 метра. Но на самом деле, высота гаража должна быть вам комфортна. Оставляйте полметра над головой — этого вполне достаточно.

Пол гаража обычно заливается бетоном с армированием стальной сеткой. Его можно покрасить в два-три слоя половой краской для бетонных полов: латексной акриловой краской, полиуретановой эмалью или эпоксидной краской. Более долговечный, но и более дорогой вариант — самовыравнивающиеся смеси основе смол или керамогранитная плитка.

Само собой разумеется, пол в гараже не должен быть скользким. Он обязательно должен иметь уклон в сторону наружного или внутреннего канализационного стока, особенно, если вы планируете мыть авто в гараже. При этом обязательно нужно предусмотреть отстойник для грязи и масла. Не забудьте сделать такой же бетонный плинтус по периметру. Сантиметров 10 будет в самый раз.

Кроме того, для ремонта и обслуживания автомобиля может понадобиться смотровая яма. Её подготовка и заливка должна делаться уже на этапе закладки фундамента. Рыть яму в уже построенном гараже очень сложно: придется разрушать основание, на котором стоит гараж, а это и проблемно, и опасно: гараж может рухнуть на вас во время работ. Глубина ямы рассчитывается под рост владельца и размер автомобиля так, чтобы вам было комфортно работать. Пол ямы заливается бетоном, стены выкладываются кирпичом штукатурятся. Края желательно укрепить железными уголками для пущей прочности конструкции.

И еще несколько пунктов про обустройство ямы:

  • сделайте на дне ямы канализационную лунку для влаги, такую, чтобы потом эту влагу можно было легко удалить , например, вычерпать.
  • продумайте освещение: проведите туда линию электропроводки, и установите несколько розеток для инструментов и переносной лампы.
  • сделайте в стенах ямы небольшие полочки для инструментов, которыми вы работаете: потом спасибо скажете за то, что мы вам напомнили.

И не забудьте про удобный спуск в яму: сделайте удобную лестницу или ступеньки, иначе придется каждый раз совершать акробатические трюки.

Отделка стен изнутри

Фото
Фото

Неважно, какой материал вы будете использовать для возведения стен гаража: кирпич, газосиликатные блоки или листовой металл на каркасе — утеплять и отделывать гараж изнутри всё равно придется.

Чем легче ухаживать за отделочным материалом, тем лучше он подойдет для внутренней отделки стен гаража. Оптимальный вариант — устойчивая к загрязнениям краска поверх штукатурки или гипсокартонных плит. Если не хотите красить, можете покрыть стены каким-нибудь материалом типа вагонки или пластиковых панелей. Но это — горючие материалы, а опасность возникновения пожара в гараже достаточно высока. Обидно будет, если всё сгорит. А вот керамическая плитка для стен будет в самый раз.

Отопление и вентиляция

Теплый или холодный? Это один из главных вопросов, который встает перед человеком, собирающимся построить гараж. Наука считает, что для автомобиля комфортна и полезна температура не выше 5-8°C. Так что если хорошенько утеплить стены и крышу, то зимой внутри будет примерно такая температура. Дополнительный обогрев пригодится только в сильные морозы или в то время, когда вы сами что-то делаете в гараже.

Какой утеплитель выбрать? Экономить здесь не стоит: чем дешевле утеплитель, тем раньше его придется менять и тем хуже будут его теплосберегающие свойства. Главное, чтобы он был пожаробезопасным. Идеальный вариант — готовые плиты на основе минеральной ваты: она негорюча, не выделяет вредных веществ, прекрасно держит тепло, и с ней легко и приятно работать.

А вот если в ваш гараж проведен водопровод, например, для компактной автомойки, дополнительный обогрев и утепление труб потребуются обязательно, иначе зимой водопроводные трубы попросту перемерзнут.

Для вентиляции гаража оптимальный вариант — два небольших, отверстия диаметром 15 см. со стороны ворот, расположенные друг напротив друга и закрытые решетками. С противоположной стороны гаража под потолком, делаются аналогичные отверстия. Этого вполне достаточно для нормальной вентиляции неотапливаемого гаража на одну машину. Для больших по площади гаражей и для гаражей с отоплением придется использовать более дорогой способ вентиляции — оборудовать гараж вентиляционным оборудованием с вытяжными трубами.

Электричество и освещение

Фото
Фото

Вы удивитесь, но гараж будет потреблять достаточно много электроэнергии, особенно если вы собираетесь не только хранить в нем машину, но и иногда заниматься ее ремонтом и обслуживанием.

Для гаража нужно обязательно установить собственный распределительный щит с рубильником. От него вы будете проводить отдельные линии к осветительным приборам, к розеткам и к автоматике ворот, если, конечно, у вас в гараже будут стоять автоматические ворота. Проводку лучше всего прятать под внутреннюю обшивку или прокладывать при помощи кабельных каналов. Делать проводку рекомендуется проводом в двойной изоляции.

Осветительных приборов тоже потребуется несколько:

  • Общий свет. В зависимости от площади гаража — от одной до трех-пяти ламп, так, чтобы всё пространство гаража было освещено. Вы же не хотите находиться постоянно в полумраке?
  • Отдельная лампа или фонарь с направленным светом для подкапотных работ.
  • Фонарь для работ в смотровой яме, если она у вас есть.
  • Светильник над рабочим местом: над верстаком или столом.
  • Для зоны хранения тоже можно предусмотреть свой светильник, но это не всегда обязательно.

Как рассчитать количество розеток? А сколько у вас, например, электрического оборудования, необходимого в гараже? Посчитайте, и прибавьте к этому числу еще три. Получите количество розеток. Размещайте их не в одном углу, а в разных частях гаража, чтобы не путаться потом в проводах от удлинителей. Для обогревателей, если вы планируете ими пользоваться, понадобятся розетки помощнее. Не забудьте про пару розеток в смотровой яме — пригодятся, поверьте.

Всё электрооборудование в гараже должно соответствовать стандарту защиты не менее IP-44, а то и IP-65, если в гараже будет использоваться автомойка. Розетки с крышечками, колпаки ламп герметичны. И да, электропроводку в гараже лучше всего поручить профессиональным электрикам. Если только вы сами не электрик.

Уголок для умелых рук

Фото
Фото

Мастерская в гараже — мечта, наверное, каждого мужчины-автовладельца. Да и некоторые женщины тоже втайне об этом мечтают. Большой широкий верстак, обязательно с мощными тисками на краю, а над ним (а иногда и под ним) — полочки с аккуратно разложенным инструментом. Некоторые гаражевладельцы даже устанавливают в рабочем уголке гаража настоящие станки: сверлильный, шлифовальный, токарный etc. Пространство под верстаком чаще всего используется для хранения сменной (зимней или летней) резины, и для автозапчастей.

Проектируя рабочее место, резервируйте минимум сантиметров 80 на ширину самого верстака и еще около полутора метров для того чтобы вы могли комфортно за ним работать.

Пространства для разных зон могут пересекаться: например, пространство в 50 см вокруг машины и пространство в метр возле верстака. В итоге получатся те самые полтора метра, необходимые для работы. То же касается и остальных пространств.

Само рабочее место должно быть хорошо освещено. Мы уже говорили об этом чуть выше, но можно напомнить еще раз. Кроме основного освещения, для верстака может понадобиться и дополнительный небольшой светильник. Несколько розеток тут тоже обязаны быть. Для некоторых работ, например, сварки или пайки, может потребоваться вытяжка над рабочим местом.

Для всякой всячины

Фото
Фото

В любом случае у вас в гараже будет храниться что-то, что совершенно не относится к автотехнике. Например, садовый инвентарь. В 99% случаем именно с него начинается оккупация гаража посторонними предметами. Метлы, грабли и лопаты сначала аккуратно ставятся в уголочке у входа, но постепенно, они начинают попадаться вам по всему гаражу. Поэтому при проектировании и строительстве гаража сразу выделите им свой кусочек пространства. Это может быть специальный стеллаж или стойка, в которую расставляется или развешивается садовый инструмент, лыжи, санки и прочие сезонные вещи. Для хранения садовых шлангов и прочего мелкого инвентаря можно использовать сундуки или небольшие ящики, расставленные вдоль стен.

Мелкую технику, вроде велосипедов и скутеров тоже нужно определить на хранение, и предусмотреть для них место. И если для скутера, мопеда или мотоцикла нужно планировать место, примерно равное месту для автомобиля, то велосипед можно хранить на стене гаража, подвесив его на специальные кронштейны.

А некоторые владельцы гаража считают что он идеальное место для зимнего хранения запасов. Здесь хранят и картофель мешками, и банки-закатки с помидорами и салатами, и домашние консервы. Для этих вещей в гаражах устанавливают специальные стеллажи, широкие и вместительные. И они тоже требуют своего пространства. Плюс немного пространства, около метра, для того чтобы было удобно подходить к стеллажам.

Все эти уголки, стеллажи, полки и прочие места для хранения тоже необходимо проектировать на самом раннем этапе стройки — на том самом листке бумаги, на котором вы сделали первые наброски. Иначе ваш гараж со временем рискует превратиться в непроходимый склад.

Вместо резюме

Фото
Фото

В принципе, всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. Если вы всё как следует продумаете, распланируете, и в процессе строительства не будете отступать от намеченного плана, то в скором времени у вас будет гараж мечты — место для безопасного отдыха вашего автомобиля и очень полезное помещение для вас.