Найти тему
Armenia Today

Эксперт: В армяно-грузинских отношениях наметились предпосылки к их качественным изменениям

В начале беседы эксперт коснулся предпосылок регионального визита грузинского премьера, отметив, что после избрания Гахарии премьером его первыми шагами должны были стать визиты в страны, с которыми Грузия поддерживает партнерские отношения.

На вопрос – почему Гахария начал свой региональный визит именно с посещения Азербайджана, эксперт ответил: «С Азербайджаном имелась четкая проблема, требующая своего скорейшего решения, – речь о монастырском комплексе Давид-Гареджи, находящемся на грузино-азербайджанской границе. Проблема настолько серьезная, что духовный лидер Грузии Илия II направил письмо премьер-министру с просьбой оказать содействие в ее решении».

По словам Меликяна, в Грузии давно уже сформировался принцип, согласно которому после визита того или иного официального лица в Ереван в обязательном порядке следует визит в Баку, и наоборот. «Эта схема полностью умещается в грузинскую региональную модель – Грузия пытается диверсифицировать свои отношения, поддерживать нормальные связи со всеми своими соседями», - подчеркнул Джонни Меликян.

«В условиях протекающих в последнее время процессов в Армении армяно-грузинские отношения не только продолжают динамично развиваться – заметны предпосылки к качественным изменениям. В этом контексте хотел бы подчеркнуть выдвинутый Ереваном тезис «стратегического видения» – это можно считать основным посланием армянской стороны. Не будем забывать, что визит грузинского премьера носил ознакомительный характер. Выражаясь футбольным языком, мяч ныне находится на поле Грузии», – сказал эксперт.

Джонни Меликян также прокомментировал вопрос транспортировки пшеницы в Армению через территорию Грузии: «1 октября истекли очередные сроки запрета на транспортировку, однако решения по сей день нет. Думаю, продолжение переговоров зависит от того, как долго этот вопрос будет в повестке нового правительства Грузии. Не будем забывать – решение о запрете принимал бывший премьер, и не исключается, что запрет этот будет отменен».

Эксперт выделил три основные причины, побудившие власти Грузии ввести запрет на транспортировку пшеницы в Армению автомобильным транспортом: «Во-первых, снизились объемы железнодорожных грузоперевозок, и встала необходимость повысить эти объемы, восстановить баланс. Вторая причина – туризм. Как грузовой транспорт, так и туристы въезжают на территорию Грузии через Ларсский контрольно-пропускной пункт, в результате на КПП образовывались довольно большие скопления грузового и пассажирского транспорта. И, наконец, третья причина – решение вопроса изношенности инфраструктур.

Зачастую грузовые машины вместо допустимых 35-38 тонн перевозили до 45 тонн груза, что наносило серьезный ущерб дорожному покрытию – на асфальтирование дорог грузинское правительство ежегодно расходует десятки миллионов долларов. В итоге правительство Грузии приняло решение запретить транспортировку пшеницы в Армении по своей территории автомобильным транспортом».