В 2019 г. в Беларуси в рамках объявленного курса на развитие электрического транспорта был презентован первый электромотоцикл, собранный в республике. Однако он состоял из китайских комплектующих, в связи с чем президент Александр Лукашенко поставил задачу разработать белорусские комплектующие, в первую очередь – батарею. При этом промышленники по-разному оценивают перспективы массового распространения транспорта на электрической тяге. О том, как далеко белорусские специалисты продвинулись в разработках, и каковы особенности вело- и мотоциклетного белорусского электромашиностроения – читайте в статье «Евразия.Эксперт».
Разработка батареи
В январе 2019 г. Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков сообщил, что в настоящее время ведется работа над целой линейкой электротранспорта, состоящего из велосипеда, скутера и электромотоцикла. Также он отметил, что планируется уже «к концу 2019 г. создать в НАН небольшое экспериментальное производство соответствующих разработок». Также Гусаков рассказал и о создании белорусской аккумуляторной батареи для электротранспорта. Говоря о характеристиках будущего изделия, председатель Президиума НАН отмечает, что по многим параметрам новый аккумулятор не уступает зарубежным аналогам.
«Батарея на совершенно другой основе – графеновой, а не литиевой. Литий очень дорогой, и сырьевая база есть только в Китае. А графена у нас достаточно производят. Уже поставили на электромобиль и электровелосипеды отечественные батареи-накопители, проводятся испытания», – подчеркнул Гусаков.
Что же касается изготовления электрогрузовиков, то тут, по словам генерального директора ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» Александра Рогожника, есть одна проблема – аккумуляторная батарея: «каковы должны быть емкость батареи, габариты и вес, чтобы тяжелый автомобиль просто поехал, не говоря уже о перевозке 60 или 80 т. По его словам, «сегодня в мире пока нет технологий, позволяющих создать габаритные батареи». Поэтому, делает вывод Рогожник, «в ближайшие 20 лет не стоит ожидать массового производства грузового электротранспорта, пока не появятся соответствующие технологии». В сфере легковых авто и их двигателей, напротив, следует ожидать значительного прогресса уже в ближайшие год.
«Сделать электродвигатель несложно. Но его главная составная часть – батарея. Масса легкового авто не может сравниться с тракторной техникой, большегрузом, тем более с карьерными гигантами. Только один производитель сумел представить грузовик, и то тот способен перевозить не самый тяжелый вес. Да и стоимость машины несоизмеримо высока», – заметил Рогожников.
Первый электромотоцикл
Гораздо лучше ситуация обстоит с небольшим электротранспортом – электросамокатами, электровелосипедами, скутерами и электромотоциклами. Так, в начале года был представлен первый изготовленный и разработанный в Беларуси электромотоцикл. Правда пока это опытная разработка завода ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» Национальной академии наук (НАН) Беларуси. Рама и руль в этом электромотоцикле – от мотоцикла «Минск 125», но все остальное – современные разработки.
Поэтому внешне он напоминает своего легендарного советского прародителя. По словам начальника коммерческого отдела «Оптрон» Андрея Подобеда «никто не говорит, что в дальнейшем мы будем делать электромотоциклы на базе «Минска», хотя такой вариант не исключен». Это своего рода дань уважения белорусским мотоциклам.
Как отмечает производитель, это не финальный вариант разработки. Новинку в будущем оснастят более мощной батареей и усовершенствуют дизайн. Наладить серийный выпуск электромотоциклов планируют уже в следующем году.
Электровелосипеды и скутеры
Также «Оптрон» уже представил целую линейку электровелосипедов и электроскутеров, среди которых есть трехколесный электровелосипед, электровелосипед с передним и задним приводом, женский электровелосипед, а также электроскутер сельского и городского типа с задним приводом.
Трехколесный электровелосипед оснащен парой мотор-колес с электронным дифференциалом для комфортного передвижения и плавности хода при поворотах. Запас хода на одной зарядке – до 50 км, ход в режиме ассистирования педалями – до 80 км, а максимальная скорость данного велосипеда составляет 25 км/ч. Схожие характеристики имеют и другие электровелосипеды модельного ряда, с аккумулятором 48В/12А*ч.
Электроскутер от «Оптрона» сельского типа имеет запас хода до 60 км и максимальную скорость до 50 км/ч (ограничена до 25 км/ч). Из особенностей данной модели – резина с протектором повышенной проходимости; двухместное сидение в базовой конфигурации с закрывающимся боксом для вещей под сидением; наличие модуля Bluetooth. Городской тип обладает запасом хода уже до 70 км, способностью развить такую же максимальную скорость до 50 км/ч (ограничена до 30 км/ч). Из особенностей модели – резина с бесшумным протектором; возможность установки съемной аккумуляторной батареи; двухместное сидение в базовой конфигурации.
Производит электровелосипеды и витебское предприятие ОАО «Витязь». Приобрести их можно в фирменных магазинах этого предприятия в Беларуси. В магазины поступила первая серийная партия – более 100 единиц. Модель производят под торговой маркой VITYAS Dark Horse.
По сути, это велогибрид. Он оснащен электромотором, имеет семь скоростей передачи. Электровелосипед может развить скорость до 25 км/ч. Весит он 25 кг. Белая модель электровелосипеда выдерживает максимальную нагрузку в 125 кг с учетом багажа, а черная – 85 кг. На белой модели максимальная дальность поездки на одном заряде батареи – 65 км, а на черной – 50 км. Электровелосипед складывается, поэтому легко поместится в багажнике, с ним можно зайти в метро или электричку. На руле находится бортовой компьютер: по нему можно видеть скорость, преодоленное расстояние, оставшийся заряд и т.д. Цена на данные велосипеды разнятся в зависимости от модели и магазина от 1300 до 1800 белорусских рублей. Вообще же электробайк подойдет всем велосипедистам, но в первую очередь он удобен пожилым людям, любителям долгих прогулок и тем, кто по каким-то причинам не может долго крутить педали.