Найти тему
Дмитрий Коваленко

Цифровое фортепиано или акустическое? В чем отличее.

Много чего было написано на эту тему. Хочу высказать и свое мнение по этому поводу.

Сейчас многие для своих детей, которые учатся в музыкальной школе, покупают электропиано (клавинову, электрическое пианино... как только его не обзывают) вместо обычного, акустического. Напишу почему нельзя этого делать.
Самое главное - электропианино (ЭП) не выдаст тех звуков, которые выдает обычное.
Простой пример. Звук из фортепиано можно извлечь: пустой, вялый, рыхлый, грубый, поверхностный и т.п. Это отрицательные эпитеты. Можно наоборот - глубокий, насыщенный, певучий... Стаккато можно сделать, вокальное, смычковое, пиццикато... Так же как легато - вариантов множество. Если на педали играть легато и стаккато, то звучание так же будет разным. Это хорошо заметно на слух. ЭП всего этого лишено!

Одна из задач для учеников муз. школы - научиться извлекать все многообразие этих звуков. Добиться хорошего, внятного звука, а не рыхлого и т.п. Как это все отрабатывать на ЭП, если там всего этого нет?
Если взять более менее хорошее ЭП, там можно услышать максимум 4 сэмпла на клавишу. Причем, два из них - это крайние фортиссимо и пианиссимо, которые применяются достаточно редко. И в итоге, остаются только два рабочих сэмпла вместо множества красок фортепиано. И никаких поверхностных, вялых. Т.е. достаточно ткуть пальцем в клавишу, и инструмент зазвучит. На живом фортепиано так не получится. По этой причине полноценно заниматься дома не выйдет. Не удастся научиться извлекать правильный звук.
Но, даже если количество сэмплов на клавишу будет много больше, извлечь то стаккато, которое необходимо, не удасться. Ибо ЭП отслеживает только момент нажатия. Вернее скорость нажатия*. Ни глубину нажатия, ни скорость снятия они не отслеживают. А без этих параметров добиться нужного звучания на стаккато (да и не только) не возможно.
Как исполнителю, мне тоже мало этих двух семплов. Пусть и на разной громкости. Нет, если сыграть попсовую мелодию - то без проблем. Если говорить об академической музыке - задача крайне сложная.
Ученик же, должен научится извлекать качественный звук из фортепиано. А как он это сделает на Э.П., если там другого не предусмотрено?

Интересно узнать другое мнение. Может кто-то считает иначе?
_____________
*На некоторых инструментах есть "послекасание", которое может передать силу нажатия в дополнение к скорости. Но чтоб этот контроллер адекватно был задействован в фортепианном тембре, я не встречал. Да и все равно, радикально это проблему не решит.