Споры о том, какими и где должны быть орфография и пунктуация, не утихают с момента начала формирования нашего национального языка.
Кто-то считает, что правила существуют только для письменной речи.
А есть те, кто утверждает, что человек грамотный таковым останется в любой ситуации: пишет он или говорит - неважно.
Особенно остро этот вопрос встал с появлением таких форм общения, как смс-переписка и общение в социальных сетях.
Ведь особенность такой коммуникации - это взаимопроникновение:
‐ "письменной правильной речи" и
‐ "естественного разговорного языка".
В современной лингвистике есть термины - искусственная и естественная речь.
Сейчас мы говорим о письменной их форме.
Чтобы понять, что есть кардинальные отличия, предлагаем посмотреть на скрин переписки двух одноклассниц:
Как видно на фото,
1. отсутствует нормативная пунктуация,
2. вместо полных форм слов используются сокращенные варианты: магаз вместо магазин, ша вместо сейчас и так далее.
Этим, конечно, не исчерпывается перечень ошибок, которые в итоге "переходят" из интерактива в тетрадь.
Речь школьника - опасны ли такие ошибки?
Такие особенности речи очень часто встречаются в речи школьников.
Когда их спрашиваешь, почему ты так написал, они отвечают не задумываясь: "Так быстрее".
Закон экономии в языке, кстати, действует повсеместно.
Поэтому такое поведение детей вполне объяснимо.
Нестрашны такие ошибки, если они намерены и не "переходят в тетрадь" школьника.
Но если это учащийся младших классов, который еще не овладел грамотностью в полной мере, это даже очень опасно.
Такие погрешности в языке словно "записываются на подкорку".
Постепенно ребенок может перестать их замечать и в сети, и во время написания, к примеру, диктанта.
Больше всего в этом случае страдает пунктуация.
Что советуют лингвисты
Все мы отлично знаем, что наши дети во всем берут пример с нас.
Важно стараться самому писать без ошибок, если Вы отправляете месседж своему сыну или дочке.
Если Вы видите ненормативность речи ребенка в интернет или смс-коммуникации, не стесняйтесь ему на это указать.
Еще Пушкин говорил о том, что знаки препинания структурируют не только речь, но и мышление.
Это высказывание особенно актуально в век, когда грамотность стремительно падает.