Найти тему

Джоконда мирового кино

«История моей жизни - это история о запасных выходах, боковых дверях, тайных лифтах и других способах входить и выходить так, чтобы меня не беспокоили» (Грета Гарбо)

...И муж ее лыс, и любовник её бородат,
и ноги её от Великих Озёр до Майями." (А. Корф)

Грета Гарбо
Грета Гарбо

Сегодня 18 октября, исполнилось 114 лет и один месяц со дня её рождения. Для меня она является эталоном женской красоты (хотя разумеется, это только моё лично мнение) .

Грета
Грета

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Тут же, на мой взгляд, идеальное сочетание и сосуда, и огня в нем.
И еще несгибаемой силы воли.

Иначе бы как Грета Ловиса Густафссон (Гарбо не настоящая её фамилия), родившаяся в Стокгольме, в б многодетной семье, достигла бы вершины мирового кинематографа?

Её родные были настолько бедны, что девочку даже хотели отдать на воспитание в другую семью. После смерти отца в тринадцатилетнем возрасте Грета оставила школу и пошла работать уборщицей в парикмахерскую. Затем была должность продавца в универмаге.

Грета в 13 лет
Грета в 13 лет

Ей было пятнадцать, когда ею увлекся богатый аристократ и светский повеса Макс Гампел. Очень скоро ему удалось добиться расположения неопытной девушки, которая – с согласия матери – вскоре поселилась у него. Однако этот союз долго не продлился: уже через несколько месяцев Грета заявила Максу, что ей «надоело», и ушла.

И, как оказалось, правильно сделала. Как-то владельцы магазина заказали плакаты для рекламы новой коллекции шляпок и, чтобы не тратить время и деньги на профессиональных моделей, попросили самых молодых и симпатичных продавщиц продемонстрировать товар. Грета справилась с этим лучше всех, и, несмотря на застенчивость, оказалась самой фотогеничной. Ей предложили попробовать себя в качестве
модели в рекламе.

Ее дебютом в 1921 году стал ролик «Как не надо одеваться».
Малозаметная за прилавком девушка чудесным образом превращалась на пленке в красавицу.

Ролик оказался столь удачен, а Грета в нем столь хороша, что увидевший его знаменитый шведский режиссер Морис Стиллер лично посетил магазин, чтобы посоветовать юной Грете поступить в драматическую школу Королевского Стокгольмского театра драмы.
И мечты об актерской стезе начинали становиться явью.

Стиллер опекал Грету, учил ее всему, что знал, придумал ей звучный псевдоним – Гарбо (отталкиваясь от имени известной норвежской актрисы оперетты Эрики Дарбо, в то время гремевшей в Стокгольме) и предложил ей небольшую роль в своем фильме «Сага о Йесте Берлинге» по роману Сельмы Лагерлеф.

А здесь ей уже 15
А здесь ей уже 15

В 1922 году началась ее кинематографическая карьера. Скромной неопытной девушке съемки понравились именно тем, что, играя можно скрыть свое состояние, маской роли, прожив, таким образом, множество жизней.

В 1922-1924 годах Гарбо посещает драматическую школу стокгольмского Королевского театра драмы.

В Европе Грета Гарбо снимается только в трёх картинах: «Петер-бродяга», «Сага о Йесте Берлинге» и «Безрадостный переулок».

"Сага о Йесте Берлинге"
"Сага о Йесте Берлинге"

Стиллер стал для Греты настоящим Пигмалионом, вылепив из неумелой девочки настоящую актрису. Фильм "Сага о Йесте Берлинге" , вышедший в 1923 году, имел средний успех; на него ходили только для того, чтобы снова и снова посмотреть на лицо Греты – полное «таинственности и вечной женственности», «естественности и обаяния»

Грета и  Морис Стиллер
Грета и Морис Стиллер

Однажды во время съемок в Турции Грета и Морис встретили на улице цыганок. Режиссёру одна из них нагадала незавидную судьбу: невероятную популярность, затмение и смерть в одиночестве. А Грете сказала, что она не похожа на других людей и её ждёт особенный путь. Стиллер был суеверным человеком, предсказания огорчили его, поэтому он решил прервать съёмки и отправился в Берлин.

  За особую внешность он назвал ее сфинксом.
За особую внешность он назвал ее сфинксом.

В Берлине в жизни Греты произошла ещё одна судьбоносная встреча, которая открыла ей двери в Голливуд, — на этот раз с Луисом Майером, стоявшим у истоков Metro-Goldwyn-Mayer. Он предложил творческому тандему работать на его киностудии.

В 1925 году актриса и режиссёр приехали в Америку. Однако за океаном их успех был разным. Всё, что делал Стиллер, не нравилось владельцам Metro-Goldwyn-Mayer, поскольку требовало больших затрат.

Первым из фильмов, снятых на MGM с участием Греты, стала мелодрама "Поток".

"Поток"
"Поток"

И хотя американцы не сразу приняли своеобразную красоту актрисы, ее талант победил все преграды - благодаря игре Греты Гарбо любой, сюжет становился занимательным.

« Когда я приехала в Америку, – сказала Гарбо в одном из своих интервью, – то была похожа на корабль без руля и ветрил – испуганная, потерянная и одинокая. Я была неуклюжа, боязлива, вся издергана, мне было стыдно за мой английский. Именно поэтому я возвела вокруг себя непробиваемую стену и живу за ней, отгородившись ото всего мира. Быть звездой – нелегкое дело, требующее уйму времени, и я говорю это со всей серьезностью ».

Фильм, вышедший под Рождество 1925 года, имел успех, а Гарбо моментально прославилась. Ее холодное лицо таило в себе загадку, в которую хотелось проникнуть каждому зрителю, а ее драматический талант растопил сердца и зрителей, и критиков.

С нею заключают с ней контракт на 5 лет. 1927 год «Любовь», 1928 – «Божественная женщина», драма «Женщина дела», мелодрама «Таинственная дама»; 1929 – "Дикая орхидея" и многие другие.

А вот Морису Стиллеру повезло меньше Стиллер сам начинает снимать Гарбо в следующем фильме «Соблазнительница». Но его отношения с Голливудом не складываются; по контракту он был обязан снять два фильма с Полой Негри, но фильмы получились вымученные и в прокате провалились, что ему не простили… В итоге он был вынужден вернуться в Швецию, а «Соблазнительницу» за него заканчивал Фред Нибло. Через год он умер - болезнь оказалась слишком запущена. В руке у него была фотография Греты. Грету на его похороны со съемок не отпустили.

Кадр из фильма "Божественная женщина".

«Божественная женщина»
«Божественная женщина»

Это фильм о Саре Бернар, и почему-то мне кажется, что великая Бернар была бы не против такого своего воплощения...

1930 год принес в кино звук. Публика с нетерпением ждала, как же заговорит их молчаливая и недоступная героиня. Дебют в фильме «Анна Кристи» прошел великолепно.

«Анна Кристи»
«Анна Кристи»

До 1941 года продолжалось триумфальное шествие великой актрисы Греты Гарбо. Она снялась в десятках ролей.

"Роман"
"Роман"
"Дама с камелиями"
"Дама с камелиями"
"Анна Каренина"
"Анна Каренина"

Один из последних фильмов Греты - комедия «Ниночка». Картина номинировалась сразу на четыре «Оскара», но, мягко говоря, не порадовала Москву. Ведь о сюжету ее героиня - железная комиссарша Нина Якушова - инспектировала в Париже жуликов - посланцев Страны Советов, которые ппо заданию партии они пытались сбыть драгоценности, конфискованные в 1917 году у аристократов…

"Ниночка"
"Ниночка"

В 36 лет после фильма «Двуликая женщина», никому ничего не объясняя, Грета Гарбо решила, что больше не будет сниматься и осталась верна своему решению.

-15

Грета Гарбо умерла уже в наши дни, 15 апреля 1990 года в первый день Пасхи. Согласно христианскому канону, умерший в Пасху заслужил особую любовь Бога. Ей было — 85.

-16

«Я никогда не говорила: «Я хочу быть одна». Я только сказала: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое», а это не то же самое»
Грета Гарбо

(В публикации использован материалы постов из моего Живого Журнала и фотографии с сайта "Киномания)

PS. Пока готовила этот пост на сайте http://top-antropos.com/history/20-century/item/223 наткнулась на совершенно фейерическую историю о Грете. Не могу сказать, что безоговорочно в нее верю, но все-таки не могу удержаться, чтоб не привести ее тут.

_______________

После смерти Гарбо состояние в 32 миллиона долларов отошло по завещанию к ее единственной племяннице. Актриса хотела быть похороненной в Стокгольме. Однако множество юридических сложностей привело к тому, что урна с ее прахом девять лет хранилась в погребальной конторе в Нью-Йорке. За эти годы шведская разведка рассекретила документы, из которых стало известно, что в годы войны Грета Гарбо выезжала в Европу с тайной миссией. И что во многом благодаря ее связям и влиянию удалось наладить агентурную сеть, которая помешала созданию фашистами атомной бомбы.

1941 год. Почти вся Европа оккупирована фашистами. Британские физики узнали, что их немецкие коллеги не теряют времени даром и трудятся над созданием атомной бомбы. Главным объектом пристального внимания оказался работающий в оккупированной Дании Нильс Бор. За ним и его исследованиями охотились как немцы, так и датское подполье. Но если фашисты намеревались воспользоваться его разработками, то соотечественники хотели просто взорвать лабораторию вместе с ним.

Гарбо попросили привлечь к сотрудничеству с разведкой самых влиятельных шведов – членов королевской семьи, ученых, промышленников. Она блестяще справилась с заданием. При активном участии кинозвезды была разработана обширная агентурная сеть, благодаря которой удалось провести операцию по выводу из строя завода в Норвегии, производившего «тяжелую воду» – необходимый ингредиент для цепной реакции. Гарбо дружила с королем Швеции Густавом Пятым и с датским королем Христианом Десятым. Монархам и бывшей кинозвезде удалось спасти Нильса Бора от рук нацистов и подпольщиков и организовать бегство ученого из Дании в Швецию, а оттуда – в Шотландию.

Звучит, прямо скажем, не слишком правдоподобно, но кто знает... Повторили эту историю уже многие, и проверить достоверность не так просто, но я попытаюсь. Но это совсем уже другая история.