Найти в Дзене
Технарь LIFE BLOG

Отечественные 16-клапанные моторы

Наблюдая острые полемики в комментариях, часто замечаю, что люди элементарно не знают, чем отличается 124 мотор от 126. Давайте рассмотрим линейку шестнадцатиклапанных двигателей от ВАЗ.

Маленькое предисловие. Сталкиваясь с 16-клапанными ВАЗами на бытовом уровне, запомните, что такие авто всегда комплектуются 14 дюймовыми колесными дисками, так как спереди стоят увеличенные вентилируемые тормозные диски.

Итак, "шестнарь" произошел от 8-клапанного двигателя. В статьях можно встретить упоминания, что ВАЗ хотел создать мощный и экономичный мотор, так вот, "шестнарь" никогда не будет экономичнее восьмиклапанного двигателя. Расход 16-кл. мотора 7.5 - 10 литров, в зависимости от динамики.

Первым мотором из линейки был 21120 (далее 120-й). Объем полтора литра, оснащен модулем зажигания, клапана гнет. Визуально отличается литым впускным коллектором. Был разработан для автомобилей 2110-2112, устанавливался в различные модификации вроде "Премьер" и 2112 в кузове двухдверный хэтчбэк. В серию пошел в 1996 году и устанавливался на машины до 2004 года. Если уже в наше время вы приобретаете машину с таким мотором, то, скорее всего, он уже пережил ремонт и на нем установлена "безвтыковая" поршневая.

120-й: гнет клапана, литой коллектор впуска, модуль зажигания, 1.5 литра.
120-й: гнет клапана, литой коллектор впуска, модуль зажигания, 1.5 литра.

В 2004 году 120-й мотор был заменен новым с индексом 21124 (далее 124-й). Кроме автомобилей десятого семейства, он устанавливался компанией "Супер-авто" на ВАЗ 2113 и ВАЗ 2114.

В этом двигателе не гнет клапана, благодаря проточкам на поршнях, в это его основное отличие от предшественника. Отличить его легко по пластиковому впускному коллектору. Кроме того, модуль зажигания заменен индивидуальными катушками на каждый цилиндр. Объем двигателя повышен до 1.6 литра.

Многие люди называют этот мотор самым сбалансированным в линейке ВАЗ, и, думается, это правда. Его ресурс 200 тысяч минимум, если ездить "без фанатизма".

124-й: не гнет клапана, пластиковый впуск, катушки зажигания, объем 1.6 литра.
124-й: не гнет клапана, пластиковый впуск, катушки зажигания, объем 1.6 литра.

В 2007 десятое семейство ушло с конвейера (машинокомплекты в наказание сосланы на Украинский завод "Богдан") и в свет вышла "Приора". Этот "прорыв" в машиностроении оснастили 21126 мотором (126-й). Его оснастили облегченными шатунами, поршнями, вкладышами, и прочими деталями, что сделало его ресурс меньше, чем у 124 мотора. В целях повышения мощности проточки на поршнях убраны и клапана на этом моторе загибает.

126-й или "приоромотор"; гнет, облегченный, объем 1.6.
126-й или "приоромотор"; гнет, облегченный, объем 1.6.

21128 или 128-й мотор был создан фирмой "Супер-авто" и ставился на Приоры и 2110-2112, которые выпускались данной фирмой. Это наследник 124-го мотора, объем двигателя повышен до 1.8 литра, что негативно сказалось на ресурсе. На практике я видел один такой автомобиль, который при пробеге 90 тысяч километров страдал сильным жором масла. Этот двигатель получил много негативных отзывов.

Презентация 128-го, источник http://24techno-guide.ru/images/img575.j
Презентация 128-го, источник http://24techno-guide.ru/images/img575.j

В 2013 году появился 21127 или 127-й мотор, мощность в нем повышена до 106 лошадиных сил, установлен регулируемый впуск воздуха через ресивер, произошел отказ от ДМРВ в пользу ДАД (датчик абсолютного давления) и ДТВ (датчик температуры воздуха). Клапана в этом моторе загибает.

И последнее творение, которое мы рассмотрим это 11194 двигатель. Имеет объем 1.4 литра, устанавливался на Калины. В свое время я поездил на такой Калине, и смысл такого двигателя мне не понятен, едет он точно так же как и 8-клапанный. Отзывы оставляют желать лучшего, а за неоправданный жор масла двигатель прозвали "легендарный калиномотор", конечно же, не без сарказма.

Мы кратко рассмотрели "шестнари" от ВАЗ. В этой статье я не затрону современные моторы Вест и прочих творений АВТОВАЗ, если честно, то пропадает интерес изучать поделки альянса французов и японцев.

"Шестнари" без отсечек, это отдельная интересная статья. Если вы сталкивались с такими машинами, напишите в комментариях.

Если статья была интересна, то поставьте палец вверх и подпишитесь на канал.

Удачи!