Найти в Дзене
Белошапкин Владимир

Правда и фантазии о Великом Крае Глава 34 (продолжение 2).

К концу декабря беженцев становилось все меньше. За ними шли остатки редеющей колчаковской армии. Белогвардейщина и организационно и морально агонизировала. За нею оставались полуопустошенные города и деревни. Кони же перевелись совсем. По улицам бродили лишь бездомные загнанные клячи.

В Ачинске в промежуточное время после ухода остатков беженцев и белогвардейского гарнизона была введена самоохрана. Фока был мобилизован отступающими везти какой-то багаж на обоих семейных лошадях. У хозяев свирепствовал тиф. Выделен в армию самообороны от дома был выделен Дима, которому было 14 лет. Ему дали винтовку без патронов, с которой он ходил до полуночи.

В канун 1920 года ранним утром со стороны Чулыма раздалось: «Тра-та-та-та!»…

Трещал пулемет. Раздавались отдельные ружейные выстрелы.

5 Армия триумфальным ходом очищала Советскую Сибирь от врагов. Большинство участников этой победы было уничтожено во время репрессий тридцатых годов.

Ачинск колчаковцы сдали без боя. Это говорило о моральном разложении в армии. Как в жизни, если человек расслабляется, все валится из рук. Жизнь – есть усилие. Нельзя допускать уныния; уныние – большой грех. А вожди белого движения позволили себе впасть в депрессию, заливая свое горе алкоголем. Эта историческая парадигма к сожалению повторяется в жизни многих людей, менее известных чем Колчак или Деникин.

Под руководством Политотдела 5 Армии и Сибревкома РКБ /б/ началось возрождение города к нормальной жизни.

Дима с Витей и Шуриком бродили по улицам, читали объявления и плакаты, смотрели на проходящие части Красной Армии.

Население призывалось к наведению общественного порядка. В первую очередь предлагалось осуществить тщательную санитарную обработку. Дезинфекционная станция при городской больнице, прозванная народом вошебойкой, работала непрерывно днем и ночью. Были приняты все меры к пресечению инфекционных болезней. Тиф, среди населения, стал несколько спадать.

Вместе со всеми колчаковскими «законами» аннулировались и старые денежные знаки. Вместо обесцененных колчаковских, керенских и царских денежных знаков, в обращение вошли новые, советские деньги.

Открылись магазины, лавки, кино, библиотека.

Начались занятия в учебных заведениях.

Дней через десять вернулся Фока.