Найти тему
Война и Мир

Эволюция конфликтов. Часть 9.

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/12/15/17/19/monastery-569368_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/12/15/17/19/monastery-569368_1280.jpg

Историко-юридическая традиция, основывающая анализ международных отношений на изучении взаимодействия светских суверенных государств, заложила основы классической теории международных отношений. «Протореализм» Н. Макиавелли и Т. Гоббса рассматривает войну и конфликт как часть естественного порядка вещей в международных отношениях.

Вместе с тем, с периода позднего Средневековья начинает складываться альтернативная гуманистическая традиция, базовые предпосылки которой отличаются от «протореалистской». Критика классического историко- юридического подхода строилась на неприятии принципа противоречия между «силовой» природой государства, ее предрасположенностью к войне и необходимостью обеспечить мирное сосуществование народов. Первые попытки осудить вооруженное насилие как противоречащее человеческой природе и предложить некое подобие системы коллективной безопасности можно обнаружить в трудах философов, юристов и общественных деятелей начиная с раннего Возрождения.

Гуманистическая пацифистская традиция была заложена выдающимся представителем «северного Возрождения», голландцем Эразмом Ротердамским (1469 – 1536). В своем сочинении «Жалоба мира» (1517) он выдвигает тезисы, направленные против использования войн в качестве средства достижения узких интересов правящих элит, представляет моральные и экономические обоснования для выбора в пользу мира в отношениях между народами. На схожих позициях находился видный чешский философ и педагог Ян Амос Каменский (1592 - 1670), выступавший с гуманистических просветительских позиций за установление долговечного мира среди европейских народов.

Элементы «жесткого федерализма» как основы для системы общеевропейской безопасности присутствуют уже в сочинении Данте «Монархия» (1310 г). Отрицая верховную власть Папы и ратуя за объединение всех государей под началом одного, Данте опирается на пример Римской империи, где «мир явился из порядка». Однако, оставаясь верным средневековой традиции, Данте считает справедливость предшествующей порядку, и, как следствие, в его учении находится место понятию справедливой войны.

В духе средневековой инициативы короля Богемии Иржи Подебрада (1420 - 1471), предложившего в 1458 г. французскому королю «вечный союз христианских государей», направленный против Оттоманской Порты, в XVI XVII вв. свои концепции выдвигали Максимилиан Сюлли (1559 - 1641), Томмазо Кампанелла (1569 - 1639). В их сочинениях высказывается мысль о необходимости создания союза западноевропейских государств, который при разумных правителях способствовал бы сплочению всех христианских народов. Т. Кампанелла подчеркивал ведущую роль католицизма в сплочении европейских держав: управление европейским союзом должна была осуществлять Испания в союзе с политически активным и сильным Папой. Эмери Крюсe (1590 - 1648) в своем сочинении «Новый Киней» предложил пойти дальше военно-оборонительного союза, его проект был адресован «всем людям доброй воли», предполагал полный отказ от насилия в решении международных споров и предполагал включение в ассамблею государств Турции, Индии и Эфиопии, что было чрезвычайно смелым шагом для того времени.

После Н. Макиавелли, когда международный конфликт стал трактоваться как самая распространенная форма взаимодействия суверенных государств, отстаивающих собственные интересы, «иерархический идеализм» апологетов общеевропейской империи в связи с появлением нескольких сильных монархов постепенно уступил место идеям, близким по духу теориям внутригосударственного общественного договора.

Продолжение в следующей части.