Найти в Дзене
Война и Мир

Эволюция конфликтов. Часть 8.

Философское и юридическое наследие Г. Гроция во многом определило деятельность европейских политических мыслителей и юристов XVII - XVIII вв . в Германии Кристиан Вольф (1679 - 1754) попытался осмыслить тезис Г. Гроция о золотом веке человечества , т. е. бесконфликтном естественном состоянии. В своем труде «Основные положения права естественного и общенародного» (1750) немецкий философ утверждал, что обязанность людей стремиться к совместному совершенствованию применима не только к отдельным индивидам, но и целым народам, объединенным в государства. Из этой обязанности он выводит необходимость создания «союза народов», где каждый член свободен, но при этом не должен ущемлять интересов другого. Среди юристов на схожих позициях в XVIII в. находился Эмерик де Ваттель (1714 - 1767). Он также утверждал принцип абсолютной свободы государств, но при этом трактовал его как необходимость для каждой нации содействовать счастью и совершенству остальных. Вместе с тем, Э. де Ваттель, в отличие от
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/10/21/20/37/italy-1759168_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/10/21/20/37/italy-1759168_1280.jpg

Философское и юридическое наследие Г. Гроция во многом определило деятельность европейских политических мыслителей и юристов XVII - XVIII вв . в Германии Кристиан Вольф (1679 - 1754) попытался осмыслить тезис Г. Гроция о золотом веке человечества , т. е. бесконфликтном естественном состоянии. В своем труде «Основные положения права естественного и общенародного» (1750) немецкий философ утверждал, что обязанность людей стремиться к совместному совершенствованию применима не только к отдельным индивидам, но и целым народам, объединенным в государства. Из этой обязанности он выводит необходимость создания «союза народов», где каждый член свободен, но при этом не должен ущемлять интересов другого.

Среди юристов на схожих позициях в XVIII в. находился Эмерик де Ваттель (1714 - 1767). Он также утверждал принцип абсолютной свободы государств, но при этом трактовал его как необходимость для каждой нации содействовать счастью и совершенству остальных. Вместе с тем, Э. де Ваттель, в отличие от К. Вольфа, не ставил знак равенства между правами индивида и государства: «Ясно ,что индивиды и государства отличаются по своим потребностям в образовании гражданских сообществ».

Работа Э. де Ваттеля, обобщившая опыт философов и юристов XVII - XVIII вв. в том, что касается международной политики, отличается наиболее осознанным для своего времени анализом баланса сил, «как такого установления, при котором ни одно государство не будет иметь возможности диктовать свою волю другим или оказывать на них давление». Утверждение в политической практике и, как следствие, необходимость в философско - юридическом обосновании системы баланса сил были вызваны признанием легитимности существования друг друга большинством европейских государств. Формально эта система была признана по окончании первого общеевропейского вооруженного конфликта - Тридцатилетней войны (1618 - 1648). Вестфальский мир 1648 г., «Политическое завещание» кардинала Ришелье (1585 - 1642), сопротивление попыткам короля Людовика XIV (1638 - 1715) установить гегемонию Франции на континенте вполне логично привели к закреплению системы баланса сил среди соперничающих государств. Вопреки опасениям Римского престола, процесс секуляризации международных отношений в Европе не разрушил осознания единства континента. Скорее напротив, как выразился Эдмунд Берк (1729 - 1797) «тайные, невидимые, но бесспорно существующие узы привычных отношений удерживают вместе народы и государства даже тогда, когда их склочная и сутяжническая натура заставляет их спорить, драться и воевать по поводу письменных обязательств друг перед другом».

Таким образом, под влиянием Н. Макиавелли и светских юристов к XVIII в. основной вопрос классической теории международных отношений был сформулирован: Каким образом достичь установления мира в среде, где неизбежно сталкиваются интересы суверенных государств?

Ответ политических философов - предшественников классической теории международных отношений и международного права - заключался в узаконивании конфликта, разрешаемого при помощи войны. Эта точка зрения восходит к учениям Н. Макиавелли и Т. Гоббса. Они утверждали примат государства в установлении любых отношений на макросоциальном уровне. Эгоистические интересы, стремящиеся к абсолютизации власти суверенов, неизбежно приводят к столкновению их интересов. Их последователи в лице К. Вольфа и Э. де Ваттеля и других, во избежание перманентного состояния войны «всех против всех», осмыслили и юридически обосновали систему баланса сил. На практике эта система впервые сложилась в середине XVII в., когда власть в государствах закрепилась за суверенными правителями, а Вестфальский мир отменил примат религиозных принципов в международном общении и определил количество равноправных субъектов отношений в Европе.

Таким образом, дальнейшая перспектива развития теории международных отношений представлялась в виде укрепления авторитета и могущества сложившихся в результате Вестфальского мира государства и дальнейшей разработке частных вопросов международного права, в том числе, и права войны.

Продолжение в следующей части.