Найти в Дзене

Иду на сверхзвук (о российско-французском проекте RUMBLE)

Создание пассажирского сверхзвукового самолета, который был бы приемлем для современного общества по своим эксплуатационным, коммерческим и экологическим характеристикам сталкивается со множеством проблем. Одна из них связана со звуковым ударом, который возникает при преодолении самолетом сверхзвукового барьера. Над решением этой проблемы работает множество крупнейших научных центров мира, в том числе в России и Франции.

В настоящее время в мире ведется разработка сразу нескольких сверхзвуковых самолетов бизнес-класса, причем основная часть этих проектов приходится на США.

Актуальные проекты сверхзвуковых самолетов бизнес-класса. (Автор инфографики – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).
Актуальные проекты сверхзвуковых самолетов бизнес-класса. (Автор инфографики – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).

Страны Европы также пытаются не отставать от Штатов в этой сфере. Особенно старается Франция, в прошлом являвшаяся активнейшим участником проекта сверхзвукового пассажирского самолета Concorde.

Ту-144, установленный в качестве памятника в подмосковном Жуковском напротив одной из проходных ЛИИ им. Громова. (Фото автора).
Ту-144, установленный в качестве памятника в подмосковном Жуковском напротив одной из проходных ЛИИ им. Громова. (Фото автора).

Аналогичные амбиции присущи и России, которая еще в составе СССР сумела довести до реального применения на гражданских авиалиниях аналог «Конкорда» - Ту-144.

Самолеты первого поколения сверхзвуковой гражданской авиации: британо-французский Concorde и советский Ту-144. (Автор инфографики – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ, академик РАН).
Самолеты первого поколения сверхзвуковой гражданской авиации: британо-французский Concorde и советский Ту-144. (Автор инфографики – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ, академик РАН).

В 2005-2009 годах уже реализовывался проект по разработке экологичного (насколько это возможно) сверхзвукового самолета бизнес-класса – HISAC. В проекте, координатором которого выступал французский авиапроизводитель Dassault Aviation, принимали участие 38 партнеров из Европы и России, включая ЦАГИ, АО «Гражданские самолеты Сухого», ЦИАМ и др.

Основные параметры проекта HISAC. (Автор – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).
Основные параметры проекта HISAC. (Автор – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).

Продолжением данного проекта стала новая инициатива, главные роли в которой отведены Франции и России. Европейско-российский проект RUMBLE (сокращение от Regulation and Norm for Low Sonic Boom Levels, дословный перевод с английского – «громыхание, грохот») имеет целью разработку международных норм по уровню звукового удара для пассажирских самолетов. Это особенно актуально для стран Европы с их крайне высокой плотностью населения и чрезвычайно ответственным отношением к экологическим нормам.

Основные параметры проекта RUMBLE. (Автор – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).
Основные параметры проекта RUMBLE. (Автор – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).

Конечной целью проекта является передача разработанных предложений в ИКАО (ICAO — Международная организация гражданской авиации) с целью официального принятия международных норм по уровню звукового удара для сверхзвуковых пассажирских самолетов.

Логотип проекта RUMBLE.
Логотип проекта RUMBLE.

Из 18 партнеров проекта, координатором которого выступает европейский авиационный концерн Airbus, 5 представлены российскими организациями.

Логотипы организаций-участниц проекта RUMBLE.
Логотипы организаций-участниц проекта RUMBLE.

Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) им. Н.Е. Жуковского в рамках проекта выполняет предварительные исследования аэродинамики и конструкции моделей семейства сверхзвуковых гражданских самолетов (Advanced Super Sonic Civil Jet Family - SSCJ) с низким уровнем звукового удара.

Модельное выходное устройство демонстратора сверхзвукового гражданского самолета. Экспозиция ЦАГИ на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. (Фото автора).
Модельное выходное устройство демонстратора сверхзвукового гражданского самолета. Экспозиция ЦАГИ на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. (Фото автора).

Помимо продувок моделей в аэродинамической трубе ЦАГИ, используются данные, полученные в ходе исследования звукового удара при летных испытаниях самолета Су-30.

Здание ЦАГИ в подмосковном Жуковском. Слева видна аэродинамическая труба. (Фото автора).
Здание ЦАГИ в подмосковном Жуковском. Слева видна аэродинамическая труба. (Фото автора).

Также ЦАГИ разрабатывает рекомендации по технологии оценки уровня звукового удара от различных вариантов SSCJ и установлению приемлемого значения звукового удара.

Макет концепта сверхзвукового пассажирского самолета. Экспозиция ЦАГИ на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. (Фото автора).
Макет концепта сверхзвукового пассажирского самолета. Экспозиция ЦАГИ на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. (Фото автора).

В аэродинамической трубе ЦАГИ ведутся исследования макетов с воздушными потоками на скорости до 1,7-2 Маха.

Конструктивно-силовая схема фрагмента носовой части сверхзвукового делового самолета. Экспозиция ЦАГИ на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. (Фото автора).
Конструктивно-силовая схема фрагмента носовой части сверхзвукового делового самолета. Экспозиция ЦАГИ на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. (Фото автора).

Главная испытательная база российской, а ранее советской авиации - ЛИИ им. Громова предоставляет в рамках проекта результаты испытаний сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и других испытаний на сверхзвуке. Также ЛИИ делится опытом и методологиями оценки звукового удара, полученными в ходе работ в советское и пост-советское время, включая предполетную подготовку в ходе испытаний, методики и метрики, протоколы проведенных испытаний, информацию о сопутствующем наземном оборудовании и пр. Кроме того, предоставляются данные об произведенных испытаниях в ходе сверхзвуковых полетов самолета Су-30.

Ту-144 на аэродроме ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском в ходе авиасалона МАКС-2019. (Фото автора).
Ту-144 на аэродроме ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском в ходе авиасалона МАКС-2019. (Фото автора).

Государственный НИИ Гражданской авиации (ГосНИИ ГА) в рамках проекта занимается оценкой коммерческих перспектив семейства сверхзвуковых гражданских самолетов, а также текущего регулирования процесса эксплуатации гражданских сверхзвуковых самолетов и разработкой документов для ее регулирования в будущем.

Московский авиационный институт (МАИ) занимается в рамках проекта исследованиями аэродинамических параметров сверхзвукового гражданского самолета, оценкой звукового удара, исследованиями результатов, полученных в ходе летных испытаний сверхзвукового самолета Су-30.

Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) в рамках проекта предоставляет данные по возможным параметрам современных авиадвигателей, которые могут использоваться на сверхзвуковом гражданском самолете, включая уровень шума при взлете и посадке, а также при возникновении звукового удара.

Концепт российского сверхзвукового самолета бизнес-класса. (Автор – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).
Концепт российского сверхзвукового самолета бизнес-класса. (Автор – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).

Российская сторона проекта имеет целью подготовить предложения в новый ГОСТ РФ по звуковому удару сверхзвуковых гражданских самолетов. Попутно идет работа над созданием концепта российского сверхзвукового самолета бизнес-класса с низким уровнем шума и приемлемым уровнем звукового удара.

Краткое описание проблемы звукового удара. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» (К.И. Сыпало, член-корр. РАН, гендиректор ЦАГИ) на Фестивале науки в МГУ-2019.
Краткое описание проблемы звукового удара. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» (К.И. Сыпало, член-корр. РАН, гендиректор ЦАГИ) на Фестивале науки в МГУ-2019.

Суть проекта RUMBLE сводится к решению следующей проблемы. При достижении самолетом сверхзвуковой скорости раздается громкий хлопок, от которого буквально дрожат окна и стены домов, а люди и животные испытывают крайне неприятные ощущения. Причем радиус распространения такого «рамбла» - 10 километров, что очень критично, учитывая близкое расположение аэропортов гражданской авиации к крупным мегаполисам.

Лекция К.И. Сыпало «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019. (Фото автора заметки).
Лекция К.И. Сыпало «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019. (Фото автора заметки).

Одной из причин провала коммерческой эксплуатации «Конкордов» и Ту-144 была именно проблема звукового удара: в США и многих других странах был введен полный запрет полетов над жилыми зонами, что лишило сверхзвуковую авиацию большей части потенциальных маршрутов.

Основные трудности при создании сверхзвукового пассажирского самолета. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019 (К.И. Сыпало, гендиректор ЦАГИ).
Основные трудности при создании сверхзвукового пассажирского самолета. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019 (К.И. Сыпало, гендиректор ЦАГИ).

В современных авиалайнерах проблема шума решается использованием двухконтурных турбореактивных двигателей большого диаметра. Эти «бочки» создают значительное аэродинамическое сопротивление, но при этом имеют очень низкий уровень шума. Однако в случае со сверхзвуковой скоростью полета такие двигатели явно не применимы.

Звуковой удар – важная, но не единственная проблема для экологии при эксплуатации сверхзвуковых самолетов. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019 (К.И. Сыпало, гендиректор ЦАГИ).
Звуковой удар – важная, но не единственная проблема для экологии при эксплуатации сверхзвуковых самолетов. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019 (К.И. Сыпало, гендиректор ЦАГИ).

Поэтому сейчас в рамках проекта RUMBLE, под Парижем, в непосредственной близости от известного дворцово-паркового ансамбля французских королей – Версаля, ведутся активные исследования воздействия звукового удара на типичный дом европейской семьи. Здесь на базе крупнейшей во Франции военной академии в Сен-Сир-ЛЭколь с привлечением сотрудников Сорбонны создан симулятор звукового удара, который воздействует на макет классического французского коттеджа.

Встреча участников проекта RUMBLE у симулятора в Сен-Сир-ЛЭколь для исследования воздействия звукового удара на типичный дом европейской семьи. Фото с сайта проекта.
Встреча участников проекта RUMBLE у симулятора в Сен-Сир-ЛЭколь для исследования воздействия звукового удара на типичный дом европейской семьи. Фото с сайта проекта.

Разумеется, французская сторона (как и российская) преследует не только цели разработки регламентов для ИКАО, но и стремится к созданию прототипа сверхзвукового самолета бизнес-класса с низким уровнем звукового удара, который мог бы составить конкуренцию американским разработкам.

Гипотетический кейс по использованию сверхзвукового самолета бизнес-класса для деловой поездки из Москвы во Владивосток. (Автор – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).
Гипотетический кейс по использованию сверхзвукового самолета бизнес-класса для деловой поездки из Москвы во Владивосток. (Автор – профессор С.Л. Чернышев, исполнительный директор ЦАГИ).

Речь идет о летательном аппарате на 8-20 мест весом около 60 тонн. В создании подобного самолета сейчас заинтересован сразу ряд стран: помимо России и стран Европы, это, конечно, США, а также Япония и Китай. Финансирование работ по созданию подобного концепта осуществляется на паритетных началах: 50% платит Еврокомиссия, 50% — Минпромторг РФ.

Краткая информация о программе Минпромторга РФ по созданию сверхзвукового самолета бизнес-класса. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019 (К.И. Сыпало, гендиректор ЦАГИ).
Краткая информация о программе Минпромторга РФ по созданию сверхзвукового самолета бизнес-класса. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019 (К.И. Сыпало, гендиректор ЦАГИ).

В случае успешного завершения проекта RUMBLE Россия может вплотную подойти к созданию сверхзвукового пассажирского самолета собственной разработки, который сможет использоваться не только на внутренних, но и на внешних (международных) авиалиниях.

Возможное использование российского сверхзвукового пассажирского самолета на международных авиалиниях. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019 (К.И. Сыпало, гендиректор ЦАГИ).
Возможное использование российского сверхзвукового пассажирского самолета на международных авиалиниях. Из доклада «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019 (К.И. Сыпало, гендиректор ЦАГИ).

В любом случае, участие в подобных проектах позволит России сохранить пусть и не первое, но все же почетное место в клубе стран – мировых лидеров в авиационной отрасли.

Лекция К.И. Сыпало «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019. (Фото автора заметки).
Лекция К.И. Сыпало «Сверхзвуковой пассажирский лайнер – международная задача авиационной науки» на Фестивале науки в МГУ-2019. (Фото автора заметки).

О том, как летающая лаборатория Ту-144 из ЛИИ им. Громова превратилась в памятник в Жуковском, читайте здесь.