Как это ни странно, ответ может отличаться от того в какой части света вы находитесь.
В последнее время в медицине все больше и больше историй, когда достаточно авторитетные врачи выступают с резкой критикой каких-то казалось бы устоявшихся аксиом. Иногда это имеет успех, происходит "революция" и новые правила берутся на вооружение крупными врачебными организациями и по сути становятся новыми общепринятыми правилами.
Я уже рассказывал про неудачные попытку революции красного мяса, удачную революцию в подходе к профилактическому приему аспирина. А теперь пришла очередь поговорить про артериальное давление. Тут ситуация интересна тем, что революция удалась частично, на определенной части суши - в северной Америке (почти что построение коммунизма в одной отдельно взятой стране).
В 2017 году вышло исследование SPRINT, которое немного не мало просто изменило десятелетями существовавшее определение гипертонической болезни и снизила норму давления до меньше чем 130 на 80. Вернее, норма даже ещё меньше 120/80, до 129/80 это повышенное давление, а со 130 уже официально идёт диагноз гипертонической болезни и рекомендуется начинать медикаментозное лечение.
Всё это достаточно убедительно объясняется значительным снижением случаев инфарктов миокарда, инсультов и сердечной недостаточности у больных с более низким давлением.
И казалось бы, окей, всё понятно - вот новая цель для снижения давления, к ней и будем стремиться. Но тут произошла довольно нетипичная для медицинского сообщества вещь - европейские (в том числе и израильские) организации терапевтов и кардиологов обрушились с критикой на это исследование и отказались перенимать передовой заморский опыт. У европейцев вызвали вопросы как дизайн исследования (как подобраны пациенты и как их делят на разные группы) так и выводы к которым пришли американские коллеги. Кроме того, возникает не очень приятный вопрос заинтересованности фармацевтических компаний в таком исследование - американские стандарты, переводят около половины взрослого населения планеты в разряд больных гипертонической болезнью с соответствующим практически пожизненным приёмом препаратов для снижения давления. В результате все остались при своем - у американцев гипертония начинается со 130 на 80 а европейцев 140/90.
Сейчас проводится параллельно несколько новых исследований, и если все они покажут схожий результат (как это произошло в истории с аспирином) - тогда может два континента помирятся и придут к общим цифрам.