Это продолжение рассказа о перегоне парусной яхты из Швеции в Котку. Предыдущие статьи: Путь до Хельскинки, Начало пути, Ваксхольм, Мариехамн, Чёкар
В Чёкаре у нас не было кода от душа, поэтому для того, чтобы пойти дальше нужно было понять ждём ли мы харбор мастера для получения ключей от благ цивилизации или идём немытые. Так как женский душ имел заклинивший замок и дверь была открыта, я решила встать раньше остальных и воспользоваться этим небольшим преимуществом. Ну и заодно просто прогуляться по острову.
Экипаж тем временем просыпался, готовил завтрак. Пришёл харбор мастер, открыл магазин. Мы купили замечательный местный не то сидр, не то просто газированный напиток из разных ягод, поели и пошли дальше в Ханко.
До Ханко периодически ставили авторулевой. Это устройство, берущее на себя управление по заданному курсу. Правда, так как никто из нас особо не имел дел с авторулевыми, пришлось некоторое время разбираться что дестабилизирует его работу. Выяснилось, что сидящие рядом люди, имеющие магниты в замках курток сбивают авторулевой и он начинает бешено дёргаться. Яхта вслед за его движениями меняет курс то в одну сторону, то в другую. С учётом поставленных парусов это было критично.
Когда стемнело, нам оставалось ещё миль 10 до Ханко. Это около 2 часов пути. И вот она, моя первая ночь, которую я провела в кокпите наблюдая за обстановкой. Мне было интересно насколько сложно отличить идущий паром от городских огней, быстро ли я могу заметить изменение пеленга в темноте, да и в целом как зрение в -1 повлияет на наблюдение. Естественно у меня были с собой очки, но я ношу их крайне редко и стёкла уже заметно потёрлись.
В сумерках мы пробирались по шхерной части, а в темноте вышли на более менее открытую воду. В шхерах было много светящихся буёв и, оглядываясь назад, приходилось вглядываться, чтобы понять где буй, а где реальное судно. Так мы почти прозевали один огонь, который приняли за буй. Через некоторое время огонь приблизился, мы посветили фонариком в ту сторону и увидели парусник, идущий позади нас. Видимо это было большое судно, потому что его скорость была ощутимо выше нашей.
Мне не давала покоя обстановка по левому борту. Там было то совсем темно, то внезапно, очень близко, появлялся яркий огонь. Я видела его неоднократно. Он не имел никакой чёткой периодичности. Луч фонаря не помог разрешить вопрос. Возможно, это была мелкая лодочка с низко расположенным огнём, но как далеко она прошла определить не удалось. Надо признать, что в этом переходе я обнаружила проблему с визуальным измерением расстояния до объекта. Сказывается отсутствие опыта.
Дальше нас ждал узкий заход среди камней. Дул свежий ветер, мы входили в зону навигационных опасностей. В кокпите нас было трое и все были заняты поиском красных и зелёных буёв. Не можешь глазами найти отмеченный на карте буй? Есть риск, что ты ближе к опасности, чем думаешь.
В Ханко не сразу смогли пришвартоваться. Все уже устали и это сказывалось на деле. У причала висели таблички с информацией о брони мест. Приглянувшееся нам место похоже было забронировано, да и предназначалось для лодок побольше нашей. Решили переставляться.
Сил для исследования марины ночью у меня не было, тем более утром нужно было выходить рано. Обсудили план на следующий день. В экипаже было двое выспавшихся и трое уставших от ночной вахты. Выспавшиеся дали нам возможность отдохнуть утром и запланировали самостоятельно выйти не поднимая всю команду. Ханко так и не удалось посмотреть...
Резюмируя, скажу, что ночной переход в шхерах это очень напряженное занятие, требующее достаточное количество отдохнувших людей на вахте, хорошие фонари и возможность оперативно воспользоваться резервными навигационными картами. Но именно в такие моменты лечат мою периодическую бессонницу :)