Основа костюм казачки 19-го начала 20-го века - это приталенная кофта с баской и длинная юбка.
Повседневная их одежда состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присбоеренным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщовую и одну или больше из ситца, а то и шелка.
Казачка всегда собрана, подтянута. Не допускалось оголять руки, плечи, носить одежду с вырезами. Юбку и кофту называли парочка.
На нарядных блузах кокетка отделывалась рюшами, тесьмой.
Блузки часто имели вышивку на груди, плечах и манжетах.
На летних блузках рукав был укорочен, они шились с прострочкой под грудью, были свободны в талии. Юбки имели складки, либо оборку по низу.
Обязательным считался платок для замужней женщины. Его носили даже дома- простой белый хлопковый платок.
Для красоты на плечи накидывали нарядные шерстяные шали с кистями.
Теплые шали носили и в холодное время года, повязывая на голову, под низ поддевали хлопковый платок.
Шали были так же шелковыми, с длинной плетеной бахромой, очень дорогими. Такой подарок дарили на свадьбу. И всю жизнь казачка бережно носила шелковую шаль.
Замужние казачки носили файшонки. Это головной убор, представляющий ажурную косынку из черных шелковых и хлопковых нитей. В нем нет никакого траурного подтекста.
Длинные волосы, собранные в косы казачки прятали под шлычки, специальные шапочки. При этом голова оставалась не покрытой.
Важной деталью был и фартук или завеска, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками, кружевами или тесьмой.
Свадебный женский наряд шился из дорогой шелковой ткани. Обязательно с богатой отделкой на груди - рюши, кружево, складочки, с тесьмой, иногда расшивали золотой нитью. Платье было приталенным с воротником стойкой, отделанным кружевами, высокими манжетами, пышными приподнятыми рукавами.
Важное значение имел свадебный венец. В фильмах он проработан детально и, на мой взгляд, очень близок к тому, что надевали на свадьбу казачки в начале 20 века.
В фильме Бондарчука, при всем уважении, свадебный наряд совсем никуда не годится. Такое чувство, что платье из другой эпохи. А венок пришлепнули какой-то попало, фата мятая, да и прическа у невесты непонятная.
Специально разместила три свадебных кадра подряд из трех фильмов. Пусть каждый посмотрит, что ему больше нравится.
Добавлю несколько кадров для настроения. Со съемок фильма режиссера Урсуляка. Кстати невеста Наталья Коршунова в жизни его дочь -Дарья Урсуляк.
Может быть вам известны какие-то особенности нарядов донских казачек? Делитесь в комментариях.