В Челябинске произошло значимое культурное событие – на гастроли приехала труппа Большого театра с балетом «Светлый ручей». Выступления состоялись 11 октября в театре оперы и балета имени Глинки. Танцоры представили балет Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей» с хореографией Алексея Ратманского. Совсем недавно они вернулись из Лондона, где выступали с этим же спектаклем.
В обширном буклете, выпущенном к премьере, авторы либретто поясняли свое кредо: «Светлый ручей» — опыт советского балета, созданного на музыке советского композитора, к тому же еще такого блестящего, всеми любимого композитора как Дмитрий Шостакович.
В Челябинске столичные артисты выступили под аккомпанемент оркестра театра имени Глинки. Управлял инструментальным коллективом маэстро Большого театра России Алексей Богорад. Он дирижировал спектаклями пражского Национального театра в Чехии, а также Национальными симфоническими оркестрами Литвы, Украины, Хорватии.
В истории классического балета комедийный жанр — жанр, незаслуженно забытый, но славный по своим традициям, по своему прошлому. Он обозначал реалистическую характерность персонажей, избираемых не из области фантастики и истории, а из мира простых людей, современных и близких простому зрителю.
Задумка сделать балет-праздник, который был бы насквозь пронизан весельем, радостью, молодостью, — привела в советский колхоз, в социалистическую деревню. Группа молодых «столичных артистов», вооруженных всем блеском культуры, говорящих на языке классического танца, и группа колхозной молодежи, развертывающей свой праздник в больших «характерных танцах». Комедийная ситуация, построенная на цепочке недоразумений, путанице, на розыгрыше.
Авторы хотели, чтобы их спектакль прозвучал на сцене как неприхотливая комедия, почти как комедия-шутка.
Свою музыку к «Светлому ручью» Шостакович характеризовал, как веселую, легкую, развлекательную и танцевальную. Музыкальный язык здесь предельно прост и ясен. Фрагменты, заимствованные из предыдущего балета композитора «Болт», органично вошли в спектакль совсем иного жанра. В целом, музыка балета представляет собой сюиту из бытовых и лирических танцев, проникнутых задорными и озорными настроениями.
Этот балет на музыку молодого Шостаковича в постановке авангардиста Федора Лопухова имел триумфальный успех на премьере в 1935 году. Однако спектакль подвергся обструкции газеты «Правда», за которой стоял лично Сталин, и был удален из репертуара Большого театра.
В 2003 году «Светлый ручей» возродил известный хореограф Алексей Ратманский. Балетмейстер был в восторге от задорной музыки и незатейливого сюжета о колхозной жизни. Спектаклем, в котором гармонично соединились советская бутафория и форма французского водевиля, восхищались в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Теперь такую уникальную возможность получил и южноуральский зритель.
Главные партии в балете были исполнили Дарья Хохлова, первая солистка балетной труппы Большого театра, которая мастерски воротила образ Зины-затейницы. И ведущий солист Игорь Цвирко — «незаменимый артист с большим драматическим и актерским дарованием, что среди балетных артистов встречается не так часто», как о нем отзывается руководство Большого театра — исполнил две роли в балете Петра-агронома и гармониста.
«Я надеюсь, что наш сегодняшний зритель завтра проснется с улыбкой, а завтрашний зритель уйдет после дневного спектакля также с улыбкой, и что вечерний зритель будет рад, что Большой театр привез такой замечательный спектакль», — прокомментировал Цвирко.
Приезд балетной труппы главного театра страны в столицу Южного Урала стал возможен благодаря соглашению о сотрудничестве между генеральным директором Большого театра и губернатором Челябинской области.
Соглашение о сотрудничестве между Челябинской областью и Большим театром было подписано в 2017 году. Оно действует пять лет. За это время Большой театр выступил в 2018 году в Челябинске с оперой «Богема», а театр имени Глинки в июне 2019 года выезжал на гастроли в Москву. На новой сцене Большого театр челябинские артисты представили спектакли «Риголетто», «Пахита» и «Кармина Бурана». Большой театр посетил Челябинск в рамках проекта «Большие гастроли», созданного по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Программа охватывает все 85 регионов России.