У лагерной прозы судьба особая: к ней относятся не как к факту литературы, а как к факту истории и биографии. Так случилось и с «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова, который навсегда останется главным прозаиком и очеркистом Колымы.
По свидетельству мемуаристов, Шаламова, проведшего в северных лагерях более 10 лет, раздражало восхищение людей его стойкостью и несгибаемостью. Они не видели главного: Север не закаляет, а, напротив, разрушает до основания человеческую личность, которую писателю пришлось собирать по осколкам.
У Варлама Шаламова есть заметка под названием «Значение Дальнего Севера в моём творчестве», очень короткая:
«...Меня называли «певцом Дальнего Севера».
Есть и продолжение этой мысли: что, дескать, Дальний Север разбудил во мне поэта, оказал благодетельное влияние, обострив восприятие и так далее. Что, дескать, общение с северной природой и то физическое и душевное ущемление, в котором я находился много лет, способствовало рождению сил сопротивления [...] На этот вопрос я отвечаю продумано и ясно.
Я пишу стихи с детских лет, и если не предлагал их для печати, то потому, что чувствовал, что этот момент ещё не настал.
Прозу я тоже пишу с детских лет, а в юности собирался стать – и был уверен, что имею достаточно силы – Шекспиром или по крайней мере – Пушкиным...
Дальний Север уничтожил эти мои мечты, изуродовал и сузил мои поэтические интересы и возможности.
Никаких тайн искусства Дальний Север мне не открыл».
Граффити с портретом писателя на стене дома в 4-м Самотечном переулке, рядом с #музейисториигулага , сходите.
#литература #шаламов #москва #граффити