Найти в Дзене

Греческая опера. История возникновения

Здравствуй, читатель! Этой статьей мы, в рамках цикла "Опера", начинаем рассказывать историю древнегреческой оперы. Предыдущая статья - История оперы. Введение Мы воспринимаем в качестве самой естественной формы проявления искусства, такой формы, которую мы усвоили и полюбили с детства, не только стихи. Лучшим и наиболее своеобразным сокровищем нашей культуры мы считаем и песню, в которой, как видно из предшествующих рассуждений, происходит двойное переформирование, двойная стилизация действительности: во- первых, поэт помещает раскрывающийся перед ним мир в рамки стихотворных строк, заключает в рифму, в строфы, во-вторых, строки стиха одеты в музыкальный, мелодичный наряд. Но несмотря на двукратную стилизацию, песня, можно сказать, хлеб наш насущный. Нет такого человека, у которого не было бы любимой песни. Даже самый угрюмый, самый ярый «непесенник» из наших друзей, оказавшись на прогулке среди величественных лесов или полей, гор или долин, затягивает песню; а сколько раз в друже
Оглавление

Здравствуй, читатель! Этой статьей мы, в рамках цикла "Опера", начинаем рассказывать историю древнегреческой оперы.

Предыдущая статья - История оперы. Введение

https://i.pinimg.com/564x/a7/0e/ef/a70eeff999642544ecdea3ed23be21fd.jpg
https://i.pinimg.com/564x/a7/0e/ef/a70eeff999642544ecdea3ed23be21fd.jpg

Мы воспринимаем в качестве самой естественной формы проявления искусства, такой формы, которую мы усвоили и полюбили с детства, не только стихи. Лучшим и наиболее своеобразным сокровищем нашей культуры мы считаем и песню, в которой, как видно из предшествующих рассуждений, происходит двойное переформирование, двойная стилизация действительности: во- первых, поэт помещает раскрывающийся перед ним мир в рамки стихотворных строк, заключает в рифму, в строфы, во-вторых, строки стиха одеты в музыкальный, мелодичный наряд.

Но несмотря на двукратную стилизацию, песня, можно сказать, хлеб наш насущный. Нет такого человека, у которого не было бы любимой песни. Даже самый угрюмый, самый ярый «непесенник» из наших друзей, оказавшись на прогулке среди величественных лесов или полей, гор или долин, затягивает песню; а сколько раз в дружеской компании, особенно в приподнятом настроении, мы дружно подхватываем милый сердцу напев; но встречаются люди, и их немало, напевающие любимый мотив, мурлычущие себе под нос песенку и во время работы.

Эта двойная обработка действительности, — что, пожалуй, интереснее всего, — дело вовсе не новое. Она не является открытием последних столетий. Наоборот, стихи и мелодия тесно связаны друг с другом с самых древних времен. Нам кажется, что для подтверждения этой мысли достаточно одного примера: народную песню нельзя расчленить на стихи и на мелодию. Текст и мотив родятся вместе, вместе живут, развиваются, меняются; строки народной песни и напев столь же едины и неразрывны, как два крыла птицы: народную песню поднимают ввысь стихи и мелодия вместе.

Исторические исследования раскрыли человечеству историю народного песнопения даже самых отдаленных тысячелетий.

Повернем мысленно прялку времени на три тысячи лет назад. Мы — в древней Греции. Мраморные головы с бессмертной улыбкой, полуразвалившиеся прекрасные здания, но прежде всего кристально чистые памятники греческой поэзии вселяют в нас убеждение, что народ этот жил среди чудес «ауреа прима», счастливой золотой эпохи. Тем не менее все же следует сказать, что люди Эллады вели тяжелую борьбу за хлеб насущный.

https://i.pinimg.com/564x/44/7a/e5/447ae51d7a325c994b159be53a1871ed.jpg
https://i.pinimg.com/564x/44/7a/e5/447ae51d7a325c994b159be53a1871ed.jpg

Греческая земля — скала на скале. Море? Но сколь бы ни были безопасны морские бухты Греции, сколь бы ни были легки ветры, несущие греческие корабли от одного острова к другому, работать веслом дело нелегкое, да и под самой спокойной гладью морская бездна часто грозит смертью. Можно поэтому представить, как чтили здесь виноградную лозу, каков был культ этого растения, зелеными зарослями покрывавшего угрюмые утесы, дававшего семье — сладкие плоды, сборщикам винограда — вкусное сусло, кротким — приятный хмель и безудержный разгул — ярым любителям вина.

О чем пели в древнегреческой опере?

https://i.pinimg.com/564x/c4/49/fd/c449fd93dc4a6ffc95b32bc3e8771e4c.jpg
https://i.pinimg.com/564x/c4/49/fd/c449fd93dc4a6ffc95b32bc3e8771e4c.jpg

И вот виноград уже дает очертания драматическим событиям в мифе о Дионисе. Ведь история виноградной лозы — уже сама по себе готовая драма. Осенью собирают виноград, ножом срезают лозу, зимой наступает мнимая смерть, которая, казалось бы, убила переселившегося в лозу Диониса. Но новая глава драмы начинается весной: молодые побеги прорастают, распускаются листья, наливаются плоды... Драматическая борьба продолжается: тело дионисовой лозы жгут и жалят солнечные лучи, облака своим дождем накладывают на ее раны живительный бальзам, и затем осенью обильно струится кровь Диониса: полнятся корзины, через край плещет живительная влага из чанов, искрится сусло, а среди виноградных кустов по склонам холмов льется звонкая веселая песнь... А ведь глубокая, скрытая драма начинается только сейчас: бродит сусло, из мутного месива получается прозрачная жидкость, из безобидных гроздьев — благородный, огневой напиток.

Из фруктового сока рождается вино!

Продолжение - Как выглядела древнегреческая опера