Найти в Дзене
Лаборатория Нектона

Где находится могила Робин Гуда...

Оглавление

Полтора десятка лет минуло с того момента, как я познакомил читателей с легендой о Шервудском лесе (если интересно то вот тут) и его не менее легендарных обитателях, и вот вероятно настал черед рассказать и о развязке истории о Робин Гуде которую в современных повествованиях сводят к традиционному хэппи-энду. Однако, это не совсем так…

Как известно, в истории немало примеров, когда древние легенды вдруг находили свое реальное подтверждение, а легендарные герои народных эпосов обретали вполне реальные черты. Нередко, желание немного осовременить более ранние сказания, связывали с реальными персонажами современности или недалекого прошлого, иногда.. это делалось за деньги. Таким же образом и история с благородным разбойником, за прошедшие столетия несколько раз серьезно трансформировалась в реально существовавших персонажей. К примеру Робин-Гудом всерьез считали жившего в 1324 г. привратника королевского двора, чуть позднее в 1316 г.появилась версия и с “реальным” Робин Гудом - помещиком Уикфелда, еще позже Робин Гудом считали Дэвида - графа Хантингдонского. В целом, таких претендентов можно насчитать более десятка и за каждым из таких персонажей, скрывалось посвященное ему эпическое произведение в котором ловко выдавали желаемое за действительное, а литераторы выполняя роль пиар-агентов неплохо подкармливались на тщеславии своих заказчиков.

памятник Робин Гуду у стены Ноттингемского замка
памятник Робин Гуду у стены Ноттингемского замка

Позволю себе напомнить читателю, что общепринятая сюжетная линия с ярким хэппи-эндом, была придумана предшественником Шекспира - Энтони Мандеем (Anthony Munday) при Стюартах в 1598 г. и в ней, уже упомянутый граф Хантингдонский уходит партизанить в леса, где в ходе целой череды приключении он встречается с вызывающе дерзким пажом, которому как полагается - назначает дуэль и после яростной схватки на мечах, командир партизанского отряда, не подозревая что за маскарадом пажа скрывается неописуемой красоты дева Мэриям (которой также присвоили реальный прототип некой Матильды Фицуотер), приглашает достойного соперника вступить в отряд лесных разбойников. Вскоре уловка с переодеванием Мэриам раскрывается и внезапно возникший военно-полевой роман завершает эту захватывающую историю долгой и счастливой совместной жизнью бывших боевых товарищей. Все оно конечно так, но… были разумеется и другие истории, например - “Робин Гуд делит золото” или залихватская пьеса “Робин Гуд и королева Кэтрин”. Так или иначе, нам необходимо принять, что все что было написано с XVI века, является обычным новоделом и к народной легенде отношение не имеет.

Однако если отбросить все явно лишнее, то мы придем к истокам всей этой истории, которая берет свое начало с “баллады о Робин Гуде” (Gest of Robyn Hode) написанной около 1377 года и там, концовка не такая радужная, но с точки зрения исследования темы - гораздо интереснее литературных вариантов. Итак, самое время разобрать ранние источники и познакомиться с тем, как же закончил свои дни реальный персонаж из самых ранних вариантов народного эпоса.

А дело по всей видимости обстояло следующим образом. Вождь первого англо-саксонского партизанского интернационала, отнюдь не провел старость в теплой постеле, а как положено истинным джентльменам удачи, активно шатал режим даже после “выхода на пенсию” оставаясь в лесу и промышляя банальным грабежом. Вскоре, старые раны и возрастные недуги, сделали невозможным его жизнь в полевых условиях и он выдав себя за дальнего родственника, поселился в западном Йоркшире, найдя приют в маленьком Цестерианском монастыре Кирклес (Kirklees Priory). Настоятельница монастыря, приоресса Элизабет Стейнтон (Elizabeth de Staynton) была его близким другом. Здесь он и закончил свой земной путь, так по крайней мере повествуют ранние источники. Другое дело, при каких обстоятельствах это случилось? В разных балладах, как правило перезаписываемых от руки, приводятся различные драматические варианты, от тихой смерти “от старости”, до гибели от неудачно сделанного кровопускания или даже бытовой поножовщины, которую из ревности учинил любовник приорессы. Если закрыть глаза на целый ряд связанных с монастырем скандалов периода 1306-1315 года, когда несколько монашек внезапно забеременели а так же любовника настоятельницы и криминального революционера живущего в стенах женского монастыря, то очевидно одно детализировано описанное обстоятельство.

расположение (одной из) могил(ы) у несуществующего ныне подворья монастыря Кирклес
расположение (одной из) могил(ы) у несуществующего ныне подворья монастыря Кирклес
Умирающий герой народного эпоса, в качестве последней просьбы, попросил лук и стрелу. Слабеющими руками он натянул тетиву и выстрелив в окно, пожелал быть похороненным там, где упадет его последняя стрела. Так и сделали…

Вот с этого момента, начинается уже совсем другая история в которой разобраться будет очень не просто. Плохая новость заключается в том, что стены монастыря Кирклес не сохранились и были до основания разрушены в ходе церковной реформации Генриха VIII (Henry VIII). Камни и кирпич, были хозяйственно использованы вторично, в частности для постройки усадьбы и зала Кирклес-холл (Kirklees Hall). Все что на сегодня осталось от монастыря, это небольшой домик сторожа, который сохранился только благодаря тому, что несколько лет назад, кому-то пришло в голову сделать из легенды отличный туристический объект.

Итак, что касается основной части легенды, то если учитывать что сложный английский лук способен послать стрелу на 150 собственных длин, то с учетом лежачего положения, слабеющих рук и ограниченности идеальных условии для выстрела в окно навесом, могилу легендарного Робин Гуда, следует искать где-то в радиусе от 40 до 90 метров от стен монастыря. Однако, следует признать, что никто и никогда всерьез его могилу не искал, по совокупности причин которые я изложу далее, тем более что как я уже упоминал, в 16 веке подворье монастыря было разрушено и заброшено.

Есть и другие источники, сильно расширяющие зону поисков вполне реальной могилы, но.. уже в другом месте. В частности, датируемая 1540 годом монография “Collectanea” Джона Лейланда (John Leland) в которой он приводит такие строки - “Монастырь Киркли, где похоронен знаменитый благородный преступник Робин Гуд.” (Kirkley monasterium monialium ubi Ro. Hood nobilis ille et lex sepultus). Имеется так же датируемая 1569 годом летопись Ричарда Графтона в которой сказано, что после смерти Робин Гуда, священник распорядился похоронить его недалеко от монастыря у обочины дороги, в том самом месте где разбойник грабил и обманывал население. Сначала там был установлен памятный камень с высеченными именами Робина Гуда, Уильяма из Гольдсбого (William of Goldsborough) и других участников банды.

Позже, на могиле было установлено надгробие с изображением креста “с тремя ступенями”, которое по словам средневекового хрониста “можно видеть и сегодня”. Как ни странно, хроника Графтона находит подтверждение и в более поздних заметках врача и краеведа Натаниеля Джонстона (Nathaniel Johnston), который даже приводит эскиз могильной плиты с надписью “Здесь упокоились грабители Уильяма Голдбурга Томса” (Here lie robard Hude Willm Goldburgh Thoms), сделанный им в 1666 году. Есть и более поздние эскизы выполненные разными людьми, с разной степенью точности и отражающие не только разную сохранность надгробия, но и его внешний вид. Однако ранние, эскизы все же более идентичны (или заимствованы).

А - эскиз могильной плиты, сделанный Натаниелем Джонсоном (1666) ; В - эскиз Ричарда Гоуга (1876)
А - эскиз могильной плиты, сделанный Натаниелем Джонсоном (1666) ; В - эскиз Ричарда Гоуга (1876)

Не все знают как трактуется привычная нам “имя и фамилия” Робин Гуда, поскольку английское слово “робард” означает грабитель а “хууд” - капюшон. Таким образом чуть коверкая произношение, которое в средние века надо признаться сильно отличалось от современного английского языка, мы получаем из грабителя в капюшоне “Робард-Хууда” - привычного нам Робин Гуда.

Так или иначе, но в 1715 году Ральф Торсби (Ralph Thoresby) в своей монографии “Ducatus Leodiensis” упоминает что вышеприведенная надпись на могиле еще была разборчивой, однако по свидетельствам Джона Уотсона (John Watson) к 1758 году она полностью исчезла но контур креста на плите еще сохранился. Таким образом, можно с уверенностью сказать что речь идет о вполне конкретной могиле, которая существовала на поверхности земли как минимум 218 лет. Но вот одна беда - не смотря на обилие свидетельств и даже эскизы, никто нынче не знает на обочине какой дороги и где именно находилась эта могила. Вторая уже.. потерянная могила Робина Гуда.

Дальше - больше. В начале 1600-х годов, купивший поместье у семьи Кирклессов, Джон Де`Сэвил (John de Savile) изучая принадлежащую ему местность так проникся легендой о Робин Гуде, что похоже без явного умысла сотворил одну из мистификации, соорудив на территории парка, недалеко от места где существовал монастырь - подобие склепа с могилой! Да! именно это место, ныне находится на частной территории поместья и считается могилой Робин Гуда. Частная собственность неприкосновенна и осмотреть ее можно только по предварительной договоренности с хозяевами и поскольку пожилая хозяйка весьма неохотно идет навстречу исследователям, вокруг этого места продолжает витать историческая загадка, которая возможно скоро канет в небытие (об этих причинах упомяну в конце).

Так выглядела "Могила Робин Гуда"  -100 назад. Построена Джоном Де`Сэвилом в начале 1600-х.
Так выглядела "Могила Робин Гуда" -100 назад. Построена Джоном Де`Сэвилом в начале 1600-х.

Однако, не спешите делать выводы! Как вы уже догадались, это еще не все… Итак, спустя много-много лет, хозяином того же поместья становится Сэмюэль Армитэйдж (Samuel Armytage) - этот в отличии от предшественников, наслушавшись легенд о местных партизанах, в 1607 году от безделья развернул бурную деятельность на месте где когда-то располагался монастырь и вскоре грянула своего рода сенсация - была найдена могильная плита той самой настоятельницы (приорессы) монастыря Элизабет Стейнтон! Надпись на могильной плите гласила -”Иисус милосердный из Назарета помилуй Элизабет Стейнтон, бывшую настоятельницу этого дома” (Dovce JHV De Nazareth fils diev ayez merci a Elizabeth Stainton Priores de cest maison), но самое забавное, что ее могильная плита была копией той, что уже мной описывалась в качестве придорожной могилы Робина Гуда и имела все то же изображение креста Галгофы с теми же тремя ступенями. Тяжело сказать, можно ли эти события отнести к одному времени и одному местному каменщику или же это просто дань моде того времени, однако о других плитах с изображением подобного креста в этой местности ничего не известно. Не исключено так же и то, что помещик Армитейдж, решил подыграть, продолжив мистификацию - изготовил идентичную плиту, снабдив ее эпитафией. Известно, что наравне с раскопками на месте существования монастыря, он так же распорядился раскопать ту самую, расположенную рядом могилу, построенную его предшественником. Есть записи того что она оказалась - пуста, правда.. с оговоркой что копали не слишком глубоко. Если все же Джон Де`Сэвил построил ее в качестве уникальной местной достопримечательности своих владении - то не удивительно что она необитаема и носит исключительно символический характер.

Но, все как известно бренно и эта непростая история вполне может так и остаться легендарной мистификацией, поскольку местное самоуправление решило своеобразно освоить территорию парка Кирклес, развернув там огромный индустриальный парк и видимо совсем скоро, там где когда-то существовал легендарный монастырь, придорожная а также новая “известная” могила Робин Гуда и приорессы Стейнтон - будет снесена бульдозером и на их месте возведут огромные безликие склады. Остается надеяться, что местному населению и обществу Робин Гуда удастся отстоять право на существование этого исторического места. Вот такая вот история.

Ставьте палец вверх, подписывайтесь, делитесь и комментируйте а я - пойду поищу для вас у себя в архиве, еще чего нибудь интересное.