18 октября (6 октября по старому стилю) 1867 года состоялась официальная церемония передачи Аляски. В столице русских поселений в Северной Америке Новоархангельске (ныне город Ситка) в обмен на чек на сумму 7,2 млн. долларов под артиллерийский салют и при параде военных двух стран был спущен российский флаг и поднят американский.
Со стороны России протокол о передаче территорий подписал специальный правительственный комиссар, капитан 2 ранга Алексей Пещуров, со стороны Соединенных Штатов – генерал Лоуэлл Руссо.
Капитан Пещуров и генерал Руссо вышли перед шеренгами солдат и обменялись коротко по-английски: «Именем… передаю вам… территорию, которой владеет…» и «От имени… принимаю…»
После окончания церемонии русские поселенцы немедленно покинули площадь. За ними разбрелись и остальные.
«Передача территории состоялась в исключительно дипломатической, деловой манере. Все дело заняло несколько часов. Ни банкета, ни последующих речей», – сообщила «Daily Alta California». Американцам это было так неприятно, что они вспоминали и повторяли об этом до конца XIX столетия: 18 октября 1867 года «стороны обошлись без вечернего банкета и речей», и обширные земли, «не принадлежащие по праву ни тем, ни другим, были переданы одной европейской расой потомкам расы другой».
Аляска официально перешла в состав Америки. Главный форпост Русской Америки был переименован в Ситку.
18 октября 1883 года в Петербурге на месте гибели от рук террористов императора Александра II был заложен храм Спаса на Крови.
Александр II вшел в историю России , как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права. Гибель императора потрясла всю Россию.
«Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство».
Борис Чичерин, русский правовед, один из основоположников конституционного права России.
Храм был сооружен как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Александр III, сын убитого царя, приказал возвести здесь просторный и величественный храм. После разработки проектов императором был выбран проект архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева), с условием его последующей доработки.
К работе подключились и другие архитекторы, а архимандрит Игнатий впоследствии от строительства отошел. В итоге окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А.А. Парланда...
18 октября 1968 года на Олимпиаде в Мехико американский легкоатлет Роберт Бимон совершил «прыжок в XXI век».
В день финальных соревнований моросил дождь. Боб Бимон был в списке четвертым по счету. У него фактически и тренера не было. Свою попытку он считал пробной и, по своим ощущениям, выполнил ее не слишком качественно. Быстро поднявшись, он стал настраиваться на продолжение борьбы.
Еще до объявления результата зрители поняли, что это не просто прыжок, это нечто… В прыжковой яме суетились судьи. Кого-то послали за обычной рулеткой, поскольку имевшийся прибор с задачей не справлялся. Один из судей прошептал: «Так не бывает». Но наконец, через полчаса на табло загорелись цифры: 8,90! Правда, сам Бимон не очень понимал, что происходит – как и большинство американцев, он не был знаком с метрической системой. Когда Бобу сказали, что он прыгнул на 29 футов, он упал на колени, а потом зарыдал.
«Он убил этот вид спорта», – сказал тогда олимпийский чемпион 1964 года Линн Дэвис. В истории легкой атлетики еще не было ничего подобного – Боб Бимон превысил прежнее рекордное достижение сразу на 55 сантиметров. Неудивительно, что фантастическое достижение Боба Бимона сразу же окрестили «прыжком в XXI век».