Я часто рассказываю о дворцах и особняках Санкт-Петербурга, в том числе и о дворцах императорской семьи. История этих шедевров неразрывно связана с историей семьи Романовых.
В очередной раз, разыскивая информацию по интересующей меня теме на "вышла" на дворец "Дюльбер". Он не в Санкт-Петербурге, но он.... он был их последним домом. Домом, откуда они отправились в эмиграцию, спасая свои жизни....и потому я решила о нем рассказать.
Дворец «Дюльбер» на южном берегу Крыма.
Стены этого дворца, такие мощные и крепкие, когда-то спасли жизнь вдовствующей императрице Марии Федоровне и другим членам императорской семьи от расстрела представителями Ялтинского совета, тех, что требовали немедленной расправы над Романовыми. В ноябре 1917 года этот великолепный дворец превратили в крепость с пулеметами на крыше.
Хозяином этого потрясающего дворца был один из Романовых – великий князь Петр Николаевич.
Характеристику великому князю современники давали не самую лестную. Так, к примеру, граф С.Ю. Витте описывал его так:
Петр Николаевич был очень милый малый, каким он остался и по настоящее время, но весьма ограниченный и с точки зрения деловой — человек совершенно ничтожный.
А вот как его охарактеризовал начальник дворцовой канцелярии Александр Мосолов:
Он был гораздо более уравновешенным и меньше похож на мать. Человек слабого здоровья, почти чахоточный, он жил вдали от двора, не проявляя никакого стремления к власти. Он был очень одаренным, но здоровье не позволяло ему выполнять свои обязанности генерал-инспектора инженерных войск с такой же энергией, с какой его брат возглавлял инспекцию кавалерии, занимая аналогичную должность.
Но больше всего «досталось» жене великого князя и её сестре, которая была замужем за братом князя Петра Николаем - Милице и Анастасии, дочерях черногорского князя Николы I Негоша:
Ох уж эти черногорки, натворили они бед России... Чтобы рассказать, какие пакости они натворили, нужно написать целую историю; не добром помянут русские люди их память...
Их не любили все. Почему? Потому что считали виновницами появления при русском императорском двое Распутина, и то, что они были любительницами модного тогда увлечения спиритизмом и не в последнюю очередь за то, что из российского бюджеты уходили немалые суммы в казну Николая Черногорского.
Великий князь Петр Николаевич, как я уже сказала был слаб здоровьем, он по совету врачей часто, и подолгу путешествовал по странам Средиземноморья, Ближнего Востока.
Петр Николаевич, как специалист по фортификационным сооружениям, подмечал детали восточной архитектуры и делал зарисовки памятников зодчества. По этим его зарисовкам и были созданы потом эскизы «Дюльбера».
Архитектором дворца назначили ялтинского архитектора Н.П. Краснова, который позже в 1911 году был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора.
«Дюльбер» был не единственный построенный им для Романовых дворец. Его жаловал император Николай II, причем не только как профессионала своего дела, но и как человека – Николая Петровича часто приглашали во дворец, даже к завтракам в узком семейном кругу и приближенных.
И тот факт, что императрица Александра Федоровна попросила обучать своих дочерей рисованию именно его, только подтверждает расположение к нему императорской четы. К слову сказать, познакомил Краснова Н.П. с императором именно великий князь Петр Николаевич владелец "Дюльбера"!
Дворец в восточном стиле Николай Петрович строил с учетом своего огромного опыта строительства в данной местности – Южный берег Крыма это крутые спуски к морю, сложный рельеф местности…
Для примера, чтобы понять насколько сложно строить в тех местах посмотрите на этот маленький дворец (тоже Романовых).
Оценка его работы дана Академиком Н.П. Кондаков который охарактеризовал дворец как:
Здание столь же удачное, сколь и необычное, в высшей степени истинно-изящное и целесообразное.
Орнаментация Дюльбера очень проста и ограничивается резными наличниками дверей и окон, плафонами, балюстрадами, мушарабиями.
Исполнена эта орнаментация в строгом вкусе лучших памятников Египта X—XII вв. и притом весьма практическими, дешево стоящими способами: резные двери, окна и мушарабии не дороже обыкновенных столярных работ. Лепка выполнена отливкой из особой композиции гипса…
Но самое интересное художественно-промышленное нововведение состоит в разделке панелей гипсовыми отливками, воспроизводящими фаянсы до неузнаваемости.
Трудно было бы определить, в каком собственно стиле это сооружение построено, т. к. его главные части отвечают своими этажами обычным европейским нуждам — в его комнатах, жилых помещениях полно всякого европейского комфорта.
Но т. к. главные декоративные части: входы, террасы, плоские крыши, покрытия куполов, боковая башня, форма дверей и окон и вообще всякая орнаментальная часть дворца напоминает сарацинские здания Египта и Сирии, то можно было бы без особой погрешности назвать дворец «арабским» или, вернее, <...> сарацинским.
Этот стиль издавна составляет предмет изучения для самого высокого владельца Дюльбера, как стиль необыкновенно оригинальный, глубокий, полный поэтического изящества.
Великий князь Петр Николаевич наблюдал лично за строительством дворца. Дело в том, что по состоянию здоровья он не выезжал из Крыма, и мог видеть воочию, как претворяются в жизнь его идеи!
Эту резиденцию великого князя его друзья в шутку прозвали замком «Синей бороды» за ее толстые стены в мавританском стиле.
Кто же мог предположить, что тогда, что вся эта красота будет использоваться в лихие годы для укрытия оставшихся в живых Романовых?
Какова же судьба великого архитектора? Вышедший из народа талантливый и трудолюбивый, он был вынужден покинуть Россию в 1919 году. Покидал, спасаясь от террора. Сначала отправился с семьей в Константинополь, потом была Мальта, а затем в Белград, где он продолжал творить и создавать новые шедевры, но уже для другой страны.
Анкета эмигранта Краснова:
Прибыл из Крыма на пароходе "Бермудиан" в мае 1919 года с женой Анной Михайловной 55 лет, двумя дочерьми - Ольгой и Верой Николаевнами 30 и 24 лет, зятем Хорватом Леонидом Владимировичем 29 лет и внуком Владимиром 6 лет.
Постоянное место жительства - г. Ялта Таврической губернии.
В России остались бумаги и акции в банке в Москве; материальное положение - средств нет; какой труд желает получить - по специальности;
куда хочет ехать и когда - в Крым, когда будет спокойно.
Адрес: Мальта, беженский дом. Дата заполнения: 25 июня 1920 г.
Умер он в 1939 году и похоронен в русском секторе кладбища близ Иверской…. А в Ялте об архитекторе установили табличку с его именем только спустя 50 лет после его смерти.
Его самое знаменитое творение –шедевра Ливадийский дворец….
В 1920 году Ленин подписывает декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», после чего во дворце сделали лечебницу на 35 мест для политработников и политкаторжан. Направлялись на лечение и отдых во дворец только по направлению Международного совета профсоюзов. Из известных личностей отмечу Клару Цеткин, которая здесь отдыхала.
В 1930 году санаторий переименовывают в «Красное знамя».
Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. Восстанавливали его немецкие и румынские военнопленные.
Отдыхали в восстановленном санатории только высокопоставленные члены коммунистической партии, как нашей страны, так и зарубежные.
Вот так, дворец, который был построен для великого князя из рода Романовых, стал пристанищем для выживших Романовых, их последним домом, откуда они отправились в эмиграцию.
Красивый и крепкий, он выполнил функции крепости – защитил своих владельцев. И как знать, если бы ни эти крепкие стены, может быть, история была бы другой.
И еще несколько фотографий дворца - уже наши дни. Красивый, да?
Фотографии из интернета