В этом посте будет мало фоток и много текста))
Прежде всего, до отъезда, я начал исследовать интернет на тему репатриации, да и просто всего, что связано с этой страной. Для тех, кто собирается репатриироваться, есть мастхэв сайт - https://olehadash.com/. На нем, как правило, встречаются все необходимые материалы для репатриантов, которые смогут ответить на большинство вопросов репатрианта, а я буду периодически ссылаться на него.
Итак, повторюсь, что для репатриации можно обсудить и выбрать программу в фонде «Сохнут» (или другом, который оказывает подобную помощь), в зависимости от которой может немного измениться порядок действий и все другие нюансы адаптации, социальной помощи и как следствие первые результаты адаптации в новой стране. Так как мы поехали по программе для врачей, отработавших в стране исхода менее 14 лет, семья в составе 4 человек (2-ое взрослых, ребенок 3-х лет и ребенок 8-ми лет) я кратко расскажу, как этот процесс протекал в нашем случае.
В рамках этой программы мы получали следующие условия:
1. Проживание в центре абсорбции (этакая общага квартирного типа)
2. Программа для жены: изучение языка (ульпан, 5 дней в неделю, 5 месяцев, 5 часов в день), изучение медицинской терминологии, затем курс лекций в медицинском центре Каплан в городе Реховот.
3. Программа для меня: только изучение языка (тот же ульпан)
4. Корзина абсорбции (как у всех) из расчета на 4 человека.
5. После корзины – пособие (как бы по безработице), стипендия для супруги (за обучение в медцентре), компенсация за проезд, компенсация за экзамены.
Отдельно хочу сказать, что большинству репатриантов (если не всем 😊) полагается следующая помощь:
1. Скидки на подоходный налог
2. Помощь на детей
3. Скидка по уплате муниципального налога
4. Помощь на аренду жилья
Для всех, кто собирается репатриироваться я бы рекомендовал чек-лист действий – мы не пользовались, его собрались после нашей репатриации, но там коротко и все по делу, в том числе суммы помощи)
Итак, что мы делали
1. Сразу по прибытию в аэропорту мы выбрали больничную кассу – так называются фирмы, которые занимаются медицинским страхованием (что-то типа ОМС и ДМС в РФ) и оказанием медицинских услуг. У каждой медицинской кассы есть своя сеть поликлиник по всей стране и сеть больниц.
При выборе больничной кассы (а также банка, потом сотового оператора и провайдера интернета) я руководствовался одним правилом – выбирать мастодонтов, так сказать, родоначальников, одних из лидеров в своей сфере. Программы в кассах были у всех плюс-минус одинаковы по общим правилам, надо было разбираться со временем в тонкостях, подходящих под потребности каждой семьи (возраст детей, наличие хронических заболеваний и т.д.) Поэтому в качестве больничной кассы мы выбрали «Клалит».
2. В течении недели мы сделали:
- Открыли счета в банке. Рядом с центром абсорбции располагались отделения следующих банков: Мизрахи тефахот, ДисконтМеркантиль (интересное название для банка, неправда ли), Леуми, Апоалим и Банк Йерушалайм. Самый старейший из них – это Леуми, по суммарным активам рядом идущий только с Апоалимом. Родной брат Кати уже пользовался услугами Леуми и, последовав его совету, мы также обратились в его отделение. В течении пары часов, используя не совсем хороший английский мы все-таки получили данные аккаунта, кредитную карту (картис ашрай) с лимитом операций в 1000 шекелей, а также дебетовую карту (что бывает непросто для новых репатриантов).
- Следующим шагом было посещение куратора в Министерстве алии и абсорбции, где мы передали данные банковского счета для зачисления корзины абсорбции и последующих выплат после её окончания. Вообще, после посещения куратора мы остались в целом довольны общением, обменялись телефонами, и супруга получила информацию о сроках действия программы. Также нам подсказали обращаться в отдел алии и абсорбции в городском муниципалитете: там сидят непосредственные исполнители и, так сказать, «помогаторы» в решении вопросов: как сделать резюме для работы, как найти общество по защите прав потребителей, как записать детей в детский сад и в школу, какие мероприятия есть на неделе и еще тысяча таких вопросов разного уровня.
- Мы приехали в конце июля и нам до конца августа нужно было забронировать места в садике и в школе. Именно с помощью этого работника мы и съездили в мэрию, где в нужном отделе нам забронировали места.
3. В течении месяца мы также сделали:
- Обратились в МВД по нашему городу для заказа местных паспортов, но только в биометрическом формате. Фоткают и снимают биометрию сразу в отделе. Добрые люди подсказали, что очередь лучше заказывать через приложение MyVisit – этакий агрегатор заказа очереди в различные государственные учреждения. После заказа, в течении 2-х недель паспорта пришли на почту.
Я обратился в министерство транспорта чтобы поменять права российского образца. Обратившись в оптику (которая по счастливой случайности тоже находится рядом с нашим центром абсорбции), я взял специальный бланк («тофес ярок», даже без проверки зрения), и, вместе с правами РФ я передал его работнику министерства. Через 15 минут ожидания, мне выдали квитанцию на оплату на сумму 419 шекелей (которая также и являлась временными правами), оригиналы я также забирал на почте через 2 недели. Права выдали на 10 лет.
Отдельно рассказывать про систему и всю специфику работы каждой сферы буду с опытом и в отдельных постах.