(Carlito's Way, 1993, США)
Вся головокружительность творческого пике Брайана Де Пальмы - некогда режиссерской величины, а ныне полузабытого аутсайдера, - особенно заметна, если смотреть подряд что-то из его классики и любую из его работ 21 века. К примеру, последнее "Домино" или, уж простите, адово днище под названием "Роковая женщина".
Само собой, нельзя огульно обвинять человека в том, что он переживает упадок, ведь на то может иметься ряд серьезных причин, в том числе от него не зависящих. И всё же, когда делающие ставки на твой былой авторитет инвесторы отстёгивают тебе деньги, а ты раз за разом снимаешь черт-те что, даже близко не похожее на твои лучшие картины - здесь есть повод крепко призадуматься. Или же просто уйти на пенсию, благо Де Пальма уже может с чистой совестью себе это позволить.
Однако "Путь Карлито" - это ещё Брайан Де Пальма в самом цветущем виде и на пике своей творческой формы. Позади у него были успешные "Неприкасаемые", "Военные потери" и "Воскрешение Каина", впереди - суперхитовая "Миссия: невыполнима", а между ними обосновалось вот это кино. Которое, формально отстав от моды на гангстерские драмы, в действительности легко догнало уже уехавший поезд. И более того - заскочило сразу в элитный вагон, где пребывала классика данного жанра 70-80-х. Включая и другую, более известную ленту Брайана с тем же Аль Пачино, "Лицо со шрамом".
Забавный нюанс: Де Пальма как будто в пику Копполе и "Крестному отцу" нарочно эксплуатировал Пачино в образах грубых уличных гангстеров. Тех, что выбились в боссы не по наследству, а своим нахрапом, сначала пройдя все ступени криминальной лестницы, начиная с "шестерочных" низов.
Именно таков главный герой "Пути Карлито" - пуэрториканец Карлито Бриганте. Который, прежде чем загреметь на 30 лет в тюрягу, успел дорасти до одного из преступных боссов Куинса и натворить много темных делишек...
...Правда, всего этого нам не покажут, ведь действие фильма разыгрывается после этих событий.
Но Карлито неслабо подфартило: он отсидел за решеткой всего-навсего пятилетку и был вытащен на свободу своим корешем-адвокатом Дэйвом (Шон Пенн) - пройдохой с большими связями. Увы, но и полдесятка лет хватило для того, чтобы расклад криминальных сил "на районе" успел полностью измениться. И отныне Карлито здесь уже ничего не решал, хотя кое-какое уважение к себе за счёт былых заслуг всё-таки сохранил.
Тем не менее, снова ударяться во все тяжкие он не стал; а вы говорите, тюрьма ничему не учит! Раздобыв по воле случая деньжат (и едва не погибнув при этом), Бриганте вложил их с помощью Дэйва в ночной клуб. И, особо не отсвечивая на улицах, стал ждать, когда ему накапают дивиденты. Такие, которых хватит, чтобы взять в охапку свою подружку и слинять подальше от Куинса, куда-нибудь под тропическое солнышко.
Впрочем, кабы всё у Карлито шло, словно по маслу, кино выдалось бы крайне скучным и не заслужило бы своей нынешней известности. К несчастью для нашего залегателя на дно, посапывать тихонько в тряпочку ему пришлось недолго. Вскоре неприятности стали находить его сами и по нескольку за раз. А тут ещё проклятый Дэйв ввязался в такую рисковую авантюру, что Бриганте было бы проще самому застрелить его, чем ему помогать.
Только разве мог Карлито отказать старому корешу, которому был стольким обязан? Конечно, нет. И вот он вновь, скрипя зубами, идёт на мокрое (во всех смыслах) дело, понятия не имея, как из всего этого потом выкручиваться...
***
В общем, последняя на сегодняшний день гангстерская картина Брайана Де Пальмы. Хотя, возможно, оно и к лучшему, что он ни разу не касался данной темы в неудачном для себя 21 веке. Потому что так Брайан сохранил за собой звание классика этого жанра - пожалуй, самую крутую и ничем не очернённую свою заслугу на сегодняшний день.