Найти в Дзене
Наука о человеке

Как задавать вопросы ребенку

Очень часто мы спрашиваем дочь или сына: "Что будешь есть, то или это?". Получив ответ, мы нередко спрашиваем себя, правда ли ребенок выбрал именно то, чего хотел сильнее. Если посмотреть на взрослых, на такого рода вопросы о выборе из двух вариантов они отвечают на основе двух эффектов. Ни один из них не преобладает в сознании взрослого. Срабатывание эффекта происходит ситуативно и зависит от типа личности, осведомленности в теме и неоднозначности вопроса. Первый называется первичным эффектом. Он означает, что в мозге крепче задерживается первый вариант. Например, в одном исследовании участники гораздо чаще выбирали решку в ответ на вопрос "Орел или решка?". Второй эффект, который иногда контрастирует с первым, называется эффектом новизны. В некоторых случаях лучше запоминается как раз последнее событие. Именно поэтому эстрадные артисты завершают концерты хитами, чтобы итоговое впечатление было положительным. В недавнем исследовании проверялось действие этих эффекто

Очень часто мы спрашиваем дочь или сына: "Что будешь есть, то или это?". Получив ответ, мы нередко спрашиваем себя, правда ли ребенок выбрал именно то, чего хотел сильнее.

Если посмотреть на взрослых, на такого рода вопросы о выборе из двух вариантов они отвечают на основе двух эффектов. Ни один из них не преобладает в сознании взрослого. Срабатывание эффекта происходит ситуативно и зависит от типа личности, осведомленности в теме и неоднозначности вопроса.

Первый называется первичным эффектом. Он означает, что в мозге крепче задерживается первый вариант. Например, в одном исследовании участники гораздо чаще выбирали решку в ответ на вопрос "Орел или решка?".

Второй эффект, который иногда контрастирует с первым, называется эффектом новизны. В некоторых случаях лучше запоминается как раз последнее событие. Именно поэтому эстрадные артисты завершают концерты хитами, чтобы итоговое впечатление было положительным.

В недавнем исследовании проверялось действие этих эффектов в сознании детей. Первый эксперимент включал в себя серию вопросов с выбором из двух вариантов, причем на втором этапе в тех же вопросах варианты выбора меняли местами.

Оказалось, что при устном ответе второй вариант выбирался в 85,2 процентов случаев, а когда надо было показать пальцем - в 51,6 процентов случаев. Получается, что устная речь усиливает эффект новизны.

Отмечено, что у детей в возрасте от полутора до двух лет данный эффект проявляется сильнее, чем у детей 2-4 лет. Возможно, влияет то, что с возрастом дети начинают принимать решения более рационально и логически.

Во втором эксперименте детям 3-4 лет предлагали выбрать имя для игрушки из двух вариантов. Имена были разной длины из разного количества слогов (от одного до четырех). Оказалось, что более короткое имя выбирается гораздо чаще. Возможно, длинные слова подвергали рабочую память ребенка слишком тяжелому испытанию.

Данные результаты могут помочь родителям в общении с ребенком. Например, можно чередовать порядок вариантов, чтобы один и тот же из них не оказывался вторым всегда. Это может помочь разобраться в том, чего же на самом деле хочет ребенок. Возможно, следует чаще предлагать ему сделать выбор, показав пальцем.

Источник: https://digest.bps.org.uk/2019/07/01/the-recency-effect-is-especially-pronounced-in-children-an-important-finding-for-researchers-and-parents