Найти тему
Роспотребобзор

Гарантия на дурака: есть ли смысл страховать свой смартфон?

Когда вы покупаете новый смартфон или гаджет, у вас тут же возникает невольный страх его разбить/потерять/поломать. Об этом прекрасно осведомлены продавцы и страховщики всех мастей: именно поэтому в России сейчас нет ни одного крупного магазина электроники, который бы не предлагал так называемую “расширенную гарантию” на купленные устройства. Роспотребобзор расскажет вам, почему не стоит соглашаться на предложения улыбчивого продавца застраховать ваш новенький айфон или андроид от непредвиденных ситуаций.

Во-первых, это никакая не расширенная гарантия. Тот продукт, который в большинстве случаев навязывают счастливым покупателям в зависимости от торговой сети называется по-разному (“расширенная гарантия”, “дополнительное страхование”, “программа защиты” и т.д.), но на самом деле правильнее назвать его “гарантия на дурака”.

Дополнительная сумма к чеку - это тот самый бонус, который продавцы получат с клиента за успешный обход норм и положений “Закона о защите прав потребителей”. Через два-три года, когда вы придете с требованием отремонтировать или заменить смартфон, вам придется сначала доказать, что у вас была эта “расширенная гарантия”, а потом доказать, что причиной поломки стали не вы сами, а технологический дефект.

Во-вторых, надо понимать, что если в схеме ваших отношений с продавцом (покупка гаджета) появляется страховая компания, предложение купить полис, застраховать экран или заключить контракт на бесплатный ремонт в случае повреждений - это не позволит вам сохранить ваш новый телефон в первозданном состоянии в течении трех лет или получить какие-то финансовые средства после его утраты. Это лишь поможет вам расстаться еще с кое-какой суммой из вашего кошелька. Увы, вы не самый умный юрист на планете, а договора страховых компаний, уж будьте уверены, настолько четко подогнаны под российские правовые реалии, что даже Верховный суд РФ бывает бессилен что-либо сделать.

В-третьих, если внимательно изучить договора и полисы, которые предлагает вам продавец в общем на несколько тысяч рублей, можно найти там огромное количество текста мелким шрифтом, в котором написано много чего интересного. Человек, находящийся в эйфории после покупки гаджета, зачастую не может адекватно воспринимать реальность. Этим пользуются продавцы-страховальщики и навязывают вам дополнительные финансовые обязательства за очень краткий и маловероятный список “страховых случаев”.

К примеру, 3-4 тысячи рублей, заплаченные вами сверху стоимости iphone 11 в магазине не гарантируют, что если вы его завтра разобьете или у вас его украдут в метро - продавец и страховщик сразу же выдадут вам новый или бесплатно заменят экран. Отнюдь нет. Скорее всего, вам предстоит несколько платных экспертиз, а также затяжной судебный процесс длиной в пару лет, на котором вам предстоит доказывать, что разбили вы свой гаджет не намеренно, а случайно.

Даже в случае кражи не все так просто. Большинство страховых компаний “кражей” считают утрату гаджета в результате действий квартирных воров или грабителей с пистолетом на улице. Если ваш смартфон стащили в метро, в ресторане, в раздевалке спортзала или из портфеля во время пар в университете - никакого возмещения ущерба вы не получите.

В-четвертых, расширенная гарантия у вас есть и так. Бесплатно. На любой телефон, купленный у любого продавца. Честные производители устройств премиум-класса ценят своих клиентов, поэтому добровольно предоставляют расширенную гарантию. Сейчас на рынке можно встретить 24, 36 и даже 48 месяцев гарантии и дополнительного обслуживания.

Кроме этого, на страже интересов покупателей всегда стоит российский закон. Не факт, что он сработает с первого раза, но 12-месячную обязательную гарантию на такие устройства не отменял. А предъявить претензии по поводу качества оборудования по закону (см п. 6 ст. 19 закона "О защите прав потребителей") вы можете в течение двух лет. Доказать через такой срок тот факт, что вам продали товар ненадлежащего качества сложно, но такое случалось.

В-пятых, не надо недооценивать Роспотребнадзор и общество по защите прав потребителей. Если вы считаете, что вас обманули или ваши права нарушены - смело обращайтесь в контролирующие организации. Там вам помогут составить претензию и также вернуть свои деньги.