Найти тему
WWI/WWII в кино

"Дюнкерк" Лесли Нормана (1958) и "Дюнкерк" Кристофера Нолана (2017). Мнение.

Как можно не купить билет на такой фильм! Постер заманчивый и передаёт содержание очень хорошо.
Как можно не купить билет на такой фильм! Постер заманчивый и передаёт содержание очень хорошо.
Как, впрочем, и тут.
Как, впрочем, и тут.

Посмотрел я намедни старый фильм "Дюнкерк" и пересмотрел новый. Думаю, имеет смысл писать сразу про оба. Тем более, что фильм 2017 вызвал такое отторжение столь у многих тут, в России. Что несправедливо, по-моему.

Итак, сперва фильм Лесли Нормана. Сразу хочу отметить ту прекрасную, "плотную" картинку, что давала чёрно-белая киноплёнка 1950-х. Будь я экспертом, я бы дал ей определение, но, думается, и так понятно, о чём речь. Богатая тональность ч-б ленты заставляет забыть, что она ч-б. Вот так. Работа оператора на высоте, мастер по свету также молодец. В фильме много солнца, игры света и тени, мягкое приятное освещение. Вот, например, солдаты под маскировочной сеткой:

-3

Сцена на улице:

Жизнь идёт своим чередом.
Жизнь идёт своим чередом.

Или вот комната в богатом доме:

"Чопорные надменные англичанистые англичане".
"Чопорные надменные англичанистые англичане".

Даже и не верится, что картина вышла аж в 1958. Прекрасно и свежо смотрится сейчас.

Особенно понравился один чудесный кадр:

Война и мир.
Война и мир.

Фильм сразу же вводит нас в курс дела. Нам показывают солдат Британской армии, что смотрят пропаганду на экране. Звучат полные уверенности в несомненной быстрой победе речи английских лидеров, в мультике Чемберлен лупит зонтиком удирающего Гитлера. Всё по-английски благодушно и невозмутимо.

-7

Всё пока что хорошо, Биг Бен звонит, люди занимаются своими повседневными делами. Политики говорят, граждане мирно пьют своё пиво и слушают радио. Их развлекают популярные певцы-комики.

-8

А пока англичане поют забавную песенку, немцы ломают союзную оборону и клешнёй охватывают англо-франко-бельгийские войска., прижимая их к морю. Чёрное пятно расползается по анимированной карте. Вот так быстро меняется всё. Грош цена "уверенности в завтрашнем дне".

Затем мы знакомимся с типичными неунывающими "томми". Они не сильно отличаются внешне от своих отцов, да и поле боя - там же. Снова британский солдат защищает землю Франции.

Капрал (спереди) вовсе не рад своим нашивкам.
Капрал (спереди) вовсе не рад своим нашивкам.

Нам показывают и измученное бегством гражданское население:

-10

-11

Фильм вообще щедр на панорамы. Весьма подробно показывает поле боя - сельскую местность Франции, так называемый "бокаж". Живые изгороди, перелески, огороженные кустами поля. Здесь предстоит затеряться и выжить маленькому отрядику британцев. Правда, в такую солнечную погоду на деревенских дорогах, пересекающих поля, укрыться от немецких самолётов ой как нелегко...

"Фашист пролетел". Интересно, я один вспомнил "Броненосец Потёмкин"?
"Фашист пролетел". Интересно, я один вспомнил "Броненосец Потёмкин"?
Малыш ещё и не понимает ничего...
Малыш ещё и не понимает ничего...

Далее неторопливо и обстоятельно картина рассказывает одиссею солдат Его Величества. Очень уютно всё это смотреть вечером:

Война войной, а культурно поесть в брошенном доме - святое дело. Если есть возможность.
Война войной, а культурно поесть в брошенном доме - святое дело. Если есть возможность.
А вот и немцы! Про них сказать нечего. Типичные киношные немцы. Как и у нас.
А вот и немцы! Про них сказать нечего. Типичные киношные немцы. Как и у нас.
Особенно трогательный кадр. Бедняге, если он выживет, предстоит провести более пяти лет в плену.
Особенно трогательный кадр. Бедняге, если он выживет, предстоит провести более пяти лет в плену.

Потом начинается довольно тягучая часть и без того неторопливого фильма. Историки, моделисты и просто большие любители всего лодок, больших и маленьких, могут от души насладиться подробным, почти что документальным рассказом о том, как гордая нация в час поражений и утрат пришла на помощь своей армии. Как реквизировали всевозможные лодки и в тяжелейших условиях вывозили солдат. Все делают свою работу невозмутимо и деловито.

-17

-18

Полюбоваться "доброй старой Англией", её улицами, мостами, пирсами и судами. Кстати, фильм вышел спустя всего каких-то 13 лет после войны. Так что эти улицы прекрасно всё помнили.

Вот, собственно, и всё. Что можно ещё сказать о фильме? Да ничего, ведь мы же не собираемся делать пересказ, верно? Вместо тысячи слов лучше показать несколько кадров:

-19

-20

-21

-22

Было трудно, но они вернулись.
Было трудно, но они вернулись.

Идея фильма проста как апельсин. "Да, мы потерпели поражение, но мы встанем, отряхнёмся, утрём пот и кровь и снова пойдём в бой".

-24

Насколько фильм 1958 года настраивает на уютный вечер с чаем и плюшками, настолько же лента Нолана резко швыряет нас в солёную воду и грубо бьёт о бетон причала. О том, что всё плохо, всё очень плохо, полная катастрофа, нам ясно с первых секунд этого синего фильма. Да. Синий фильм. Он весь синий, преобладает этот цвет во всём. Абсолютно правильный ход. От этого нам становится холодно, мы примеряем на себя грязную промокшую шинель английского солдата. Мы полтора часа будем смотреть на мучения тонущих, раненых, захлёбывающихся, замёрзших и обессилевших людей. Грязное, жалкое, несчастное стадо...солдаты выглядят куда более изнурёнными и запущенными, чем в старом фильме.

Вся эта кинокартина оставляет ощущение, будто дождливым тёмным осенним вечером ты наступил в лужу и начерпал полный ботинок холодной воды.

Спасённый из воды. Всё синее и даже покрывало.
Спасённый из воды. Всё синее и даже покрывало.
Смотрящий во Тьму.
Смотрящий во Тьму.

Вот сейчас из черноты и вечной жути внезапно появится торпеда. Взрыв был столь силён, что я вздрогнул. Звук очень хорош, как и картинка.

Вообще, о фильме особо нечего рассказывать, это надо видеть. Сидеть и проникаться постепенно этим синим морем под синим небом. Любоваться красивыми моделями "Спитфайров". Вот, кстати, вид от 1 лица:

-27

Красавчик!
Красавчик!

Какой-то отдельный выдающийся кадр выделить трудно. Всё это полотно воспринимается неделимым целым. И да - если старый фильм был подробным повествованием, многословным рассказом, то этот - картина маслом. Его надо не столько понимать, потому как и понимать там особо нечего, сколько РАССМАТРИВАТЬ.

Что ещё можно сказать? Есть типичные солдаты:

Французов на борт не берём!
Французов на борт не берём!

Есть типичный пилот:

Невозмутимый парень.
Невозмутимый парень.

Типичные гражданские:

-31

Как их всех зовут, я и не запомнил. Да и неважно. Главное - получил удовольствие от повторного просмотра и искренне не понимаю, что же так не устраивает недовольных фильмом соотечественников? Нет захватывающей истории? Чем вам это не приключение? Эвакуация пусть и разбитых, усталых, но ещё несломленных солдат на Родину. Нет боёв? Но позвольте, вот же немец сбивает англичанина над морем, а вот англичанин возвращает немцу долг.

Плохо играют актёры? Не соглашусь. Музыка неважная? Да нет, вот она-то особо хороша. Скрипка пилит по нервам, сумасшедшая музыка как раз и соответствует происходящему на экране. Не зрелищно? Два тонущих горящих корабля не в счёт?

Или, может быть, история просто затянута? Нет же, полтора часа всего.

Так в чём же дело?

Главный герой. Кто-нибудь вообще помнит, как его звали?
Главный герой. Кто-нибудь вообще помнит, как его звали?

В этом.

Это же фильм "не про нас!". Не красочная былина о грандиозных победах наших, а прозаическая некрасивая история спасения "томми". Которые потерпели поражение. Но не пали духом. Они сюда ещё вернутся.

В общем, обеим картинам ставлю "плюс" и рекомендую к просмотру всякому, кто интересуется Второй мировой. Обе по-своему прекрасны и интересны, только рассказывают одну историю совсем по-разному. Вот и хорошо.

На этом всё. Вечная память, слава и уважение всем британским солдатам, что вернулись из Дюнкерка домой и всем, кто остался во Франции. И, конечно, респект гражданам Англии за помощь своим бойцам.

Без них не было бы ничего.

-33