Я очень люблю читать книги о других людях. Или автобиографии. Этакие книги-воспоминания... Когда я их читаю, то всегда представляю людей и события. Как кино посмотреть:) Только в своей голове, при прочтении. А если еще есть с чем сравнить - фото из интернета, видео, съемки чего-либо, закулисные байки, рассказанные ими лично в телепередачах... То это просто праздник для души. Я по натуре - наблюдатель. И ловец ощущений:) Я никогда не буду читать россказни людей, которые никогда не общались с тем, про кого пишут, но я с удовольствием прочитаю рассказы тех, кто многие годы бок о бок проработал с известным человеком. Либо занимался тщательным исследованием и изучением фактов и событий.
И именно поэтому журналистские сенсации о других людях, или откровения людей не ближнего (а порой и вообще левого) окружения, для меня пустой звук:) Ни о чем. Переливание из пустого в порожнее в надежде придуманным жареным "фактом" побыстрее и побольше заработать на свое существование...
Но сейчас я хочу рассказать не об этом.
Иногда прочитанное вызывает ассоциативную память о неких событиях из собственной жизни. Вроде как похожих по эмоциональным составляющим, но не имеющих к человеку, о котором читаешь никакого отношения. Такая "игра в ассоциации", помните? Один называет слово, другой тоже слово, с которым у него ассоциируется то, что он услышал. Порой в итоге выходит полная ерунда - первое слово не имеет ничего общего с последним:) И всем весело, потому что у всех разные ассоциации...
И именно это у меня произошло при прочтении переведенной на русский язык книги Джозефа Вогеля "Человек в музыке. Творческая жизнь Майкла Джексона" (Джо Вогель - американский профессор искусства, музыковед и исследователь, общавшийся с огромным количеством людей, работавших с такими мега-известными артистами, как Майкл Джексон и Принс, поэтому обладающий точными данными обо всех технических моментах создания их музыки).
Несколько слов про книгу - это отличный песенный справочник и краткий биографический дайджест для тех, кто обожает песни Майкла. Со всеми подробностями, как, кем и где создавались его шедевры, со смешными байками и интересными историями. Издательство ЭНАС по многочисленным просьбам поклонников, в 2019 году допечатало ограниченный тираж, поскольку в продаже книга исчезла еще в 2014... Мне посчастливилось приобрести у них экземпляр:)
И вот читаю я все это, вспоминаю песни, их звучание, и т.д. И тут дохожу до главы "THRILLER"...
Там есть эпизод, после которого у меня случилась истерика, потому что пойманная эмоция всколыхнула из глубин памяти ассоциацию с детским событием, о котором я не вспоминала никогда... До этого момента:)
Вот прочитанный эпизод:
"... С появлением «Beat It» окончательный трек-лист альбома был утвержден. Джексон и Джонс вместе с командой работали до последней минуты, добавляя финальные штрихи. «Мы собирали окончательные миксы и вносили правки до девяти утра в день, когда альбом нужно было сдавать, - вспоминает Джонс. - Работали в трех студиях одновременно. Мы довели вокал Майкла "Billie Jean". Я отвез Эдди Ван Хейлена в небольшую студию с двумя громадными колонками Gibson и двумя упаковками пива по шесть банок, чтобы он записал ставшее ныне классикой соло для "Beat It" поверх басовой партии. Майкла, тем временем, я привез к себе домой, уложил на диван и укрыл одеялом, чтобы он поспал часа три. Было девять утра. К двенадцати нам надо было вернуться и прослушать тестовую копию, которая вскоре должна была разойтись по всему миру».
Всем не терпелось услышать конечный продукт. Наконец-то, после нескольких бурных месяцев планирования, созидания, репетиций, записей и шлифовки альбом был готов. Все собрались в студии: Джексон, Джонс, Темпертон, Свиден и менеджеры Майкла - Фредди ДеМанн и Рон Вайзнер. Долгожданный момент настал.
«Это был полный кошмар, - вспоминает Джонс. - После всех прекрасных звуков и чудесных исполнений, идеальных миксов и великолепной подборки мелодий у нас в итоге вышло дорогостоящее звуковое дерьмо в золотой упаковке.
В студии было ужасающе тихо. Мы по одному выползали в холл, чтобы уединиться, и тишина давила еще больше».
По лицу Майкла текли слезы. «Я был опустошен, - писал он позднее. - Все накопленные эмоции прорвались наружу. Я разозлился и выбежал из комнаты. Я сказал своим людям: "Все, мы не выпускаем его. Позвоните в CBS и скажите им, что альбом они не получат. Мы не выпускаем его". Я знал, что он звучал неправильно. Если бы мы тогда не остались и не послушали, что получилось, пластинка была бы ужасна. Она никогда бы не завоевала одобрение, поскольку, как мы убедились, можно испортить прекрасный альбом на стадии сведения. Это все равно что взять прекрасный фильм и загубить его во время монтажа»...
Прочтя этот эпизод у меня началась настоящая истерика.
Я, пардон, ржала до слез! Сползла со стула и скрючилась на полу - меня душили слезы от смеха... Муж и сын недоумевали, что это со мной. А я просто не могла остановиться... И никак не могла понять - что же меня так цепануло? Ведь вроде ничего смешного же? Ну неожиданно облажались на последнем этапе работы. Ну бывает... Но как мне были понятны и близки их эмоции от того, что количество потраченного времени и сил на что-то оказалось обратно пропорционально неожиданно провальному результату... И это вызвало какую-то мышечную память, потому меня и согнуло... "Гора родила мышь", как говорили у нас учителя в советской школе. Столько усилий псу под хвост (оттуда же).. .
Моя истерика включилась на словосочетании "звуковое дерьмо"...
А вот и всплывшая из глубин памяти детская история:
Была у меня в школе любимая подружка. Мы были с ней не-разлей-вода:) Везде вместе и вечно что-то мутили и придумывали. И уроки делали вместе дома либо у неё, либо у меня. А потом играли в придуманные игры. История произошла перед зимними каникулами в конце 1986 года. Мы учились в 5-м классе. Уже тогда магнитофоны были неотъемлемой частью нашей жизни, но кассеты все же были редкостью для нас. Сами-то купить мы ничего не могли, а то, что покупали родители - нам не особо нравилось, но выбора не было. Кассеты, которые не нравились совсем-совсем, использовались для развлечения - мы записывали и перезаписывали через внешний микрофон всякую чушь - свое исполнение или что-то с телевизора. Не суть. Занятия закончились рано, около полудня, и мы решили что-то замутить у меня дома - типа устроить друг другу концерт и записать его на магнитофон или еще что. И тут под окнами дома в сугробе мы заметили кучу перепутанной пленки, скомканной, порванной и вусмерть завязанной в узлы. И рядом две части корпуса без единой наклейки. Ну, понятно же - мы нашли себе занятие. Корпус был не сломан, а просто раскрыт, все крепления целы, можно собрать. И катушки были, и все остальные внутренности... Мы решили распутать пленку, снова намотать, собрать и послушать. Мы были профи по части склеивания зажеванных порванных пленок и починки корпусов:))) Мы почему-то решили, что это альбом с рок-музыкой или тяжелым металлом. У нас же была только эстрада... советская... нда.... Мы подумали, что у кого-то кто-то из родаков психанул и выбросил в окно несчастную кассету...
И вот, придя домой и наспех перекусив парочкой бутербродов (был полдень), мы стали распутывать пленку... Это было еще то занятие... Макраме! Несколько разрывов! Половина вытянуто буквально в нить (так кому-то хотелось порвать пленку в мелкие клочья)... Мы шесть часов без единого перерыва, дотошно и аккуратно, как археологи при раскопках, распрямляли, развязывали узлы, распутывали, раскладывали по комнате. Потом с лупой сравнивали порванные части, склеивали... Было уже 6 вечера. Скоро придут родители, и пора бы уже закругляться... И вот пленка распутана, осталось намотать на катушку и собрать внутренности корпуса. Намотка не составила большого труда - карандаш в катушку - и за 10 минут в очумелых руках:) пленка аккуратно намоталась. Подруга следила за тем, чтобы расправленная пленка не завязалась опять в узлы. Все выглядело более чем достойно, будто и не ломали эту кассету. Была уже почти половина седьмого. Мы голодные. И жутко уставшие от длительной сосредоточенной работы. Я ставлю кассету в магнитофон и мы приготовились ловить кайф. Все такие в предвкушении... Началось характерное шипение. Вот сейчас.... сейчас... сейчас начнется... Прошло еще 10 минут - запись не началась. Было сильное шипение с каким-то бормотанием на непонятном языке и жуткой дисгармоничной фоновой приглушенной музыкой... Отмотали на середину - шипение с бормотанием... Перевернули - шипение с бормотанием... Мы стояли как парализованные. Молча. Мы так устали. Подруга такая - "и на это звуковое дерьмо мы убили весь день?"
Меня начало трясти. Столько усилий напрасно. Мы решили, что пленку просто стерли и выбросили... Такое разочарование... Подруга психанула и по ее лицу полились слезы, я молча и тоже со слезами пошла на кухню делать нам чай и бутерброды. Когда я вернулась в комнату с бутербродами, пришли мои родители. Я сказала, что мы заняты уроками, подруга позвонила домой, и мы решили все-таки прислушаться, что это за бормотание. На полной громкости сквозь жуткое шипение и дисгармонию, удалось распознать некоторые слова... слова наоборот... русские... что-то типа "яашорох" (хорошая)... И тут мы начали истерично ржать и валяться по полу...
Сказалась усталость. Мы поняли, что намотали пленку внутренней стороной наружу! Решив, что еще не все потеряно, снова раскрыли кассету, вытащили катушки и перемотали пленку как нужно. Это заняло у нас еще 10 минут (не впервой же). Вставив снова кассету мы услышали музыку буквально сразу и на радостях завизжали и обнялись. Потом запрыгали по комнате. Но на этом наша радость и закончилась, потому что никакого металла или рока на пленке не было.
Это были...матерные песенки под гитару в стиле русских эмигрантов... Матерные!... Дурацкие песенки!... На русском языке с акцентом... У нас уши завяли и мы едва сдержались от того, чтобы снова не разломать и не выкинуть кассету в окно в том виде, в каком и нашли ее... Единственная песня без мата была про какую-то кошечку... "Кошечка, да какая ж ты хорошая" - хрипел мужской бас... и это все, что запомнилось:)
На следующий день подруга отдала похабную кассету кому-то из мальчишек-одноклассников...
Вот такая вот игра мозга на ассоциации:))))
Где творчество ЭмДжея, а где выпотрошенная кассета...