Найти в Дзене
What A Movie

Сирша Ронан и Тимоти Шаламе о фильме "Маленькие Женщины"

Photo: Collier Schorr
Photo: Collier Schorr

Сирша Ронан и Тимоти Шаламе могут позировать в студии в Нижнем Манхэттене, но они сделают так, что вы почувствуете себя как дома. «Я создал небольшой плейлист сегодня утром», – говорит Шаламе в зале для съёмок, синхронизирует свой смартфон со звуковой системой и задорно улыбается, когда раздаются первые аккорды песни «What’s Going On» Марвина Гэйя. Он возвращается в объектив камеры, и та в бешеном ритме начинает снимать их с Ронан.

Это их первая совместная съёмка. На нём блестящая рубашка в полоску и брюки с высокой талией. На ней платье спортивного покроя, чулки в сетку и шпильки. Он смешит её, она ерошит ему волосы. Во время перерыва он ходит по студии с бумажным пакетом из Tompkins Square Bagels в руках, чья продукция, как он настаивает, лучшая в городе, и предлагает её попробовать любому, кто встречается ему на пути. Он поёт и танцует – очень похоже на Элио – под песню «Tombstone Blues» Боба Дилана. Он подкрадывается к Сирше сзади и пугает её. Она краснеет от испуга, но с любовью улыбается – привыкла.

Они знакомы уже давно. Около трёх лет назад Сирша, которой сейчас 25, и Тимоти, которому сейчас 23, встретились на съёмках фильма «Леди Бёрд», режиссёрского дебюта Греты Гервиг, в котором героиня Ронан какое-то время была влюблена в героя Шаламе. И вот, они оба вновь снялись в фильме Гервиг – в ремейке «Маленьких Женщин»; Сирша сыграла роль Джо Марч, Тимоти – Теодора Лоуренса: лучших друзей, который в конце концов разобьют друг другу сердца. Их отношения входят в число старейших сказок американской культуры о безответной любви, которую уже играли Кэтрин Хепбёрн и Дугласс Монтгомери, Вайнона Райдер и Кристиан Бэйл и многие, многие другие. Тем не менее, эти два убедительных актёра своего поколения вдохнули в эту историю новую жизнь.

На самом деле это касается всего фильма Греты Гервиг в целом. Её версия, безусловно, содержит уют прошлой адаптации, но также несёт в себе игривую эмоциональную аутентичность и внимание к деталям. Эта адаптация романа Луизы Мэй Олкотт 1868 года, рассказывающем о жизни Джо и трёх её сестёр до и после Гражданской войны, кажется взятой наилучшим образом прямо из текста, повествуя об отношениях, о любви и потере, о надежде и боли, так ярко переживаемыми на экране.

Photo: Collier Schorr
Photo: Collier Schorr

Очаровательная динамика «старшая сестра-маленький брат» Ронан и Шаламе не отличается от той, которая есть у Джо и Лори в «Маленьких Женщинах». В нежном реализме фильма их близость на камеру также ощутима и за кадром. После съёмок в «Леди Бёрд» они вместе тусили весь следующий год, вместе получая номинации на «Оскар» (Ронан за главную роль в «Леди Бёрд», Шаламе за главную роль в «Зови Меня Своим Именем»). Перед съёмками в Конкорде, штат Массачусетс (фактическое место действия книги), Грета Гервиг и продюсер Эми Паскаль собрали весь актёрский состав и огромную съёмочную группу в доме недалеко от города. Для Сирши и Тимоти контраст между этим и подготовкой к съёмкам в «Леди Бёрд» был огромным. «Я чувствовал себя очень гордым – сколько же людей там было! – рассказывает Шаламе. – На «Леди Бёрд» собралось человек двадцать пять».

Они мгновенно совпали с ритмами друг друга. «Он постоянно держит меня в тонусе – я никогда не уверена в том, что он будет делать дальше, – говорит Ронан. – Помогло и то, что у нас действительно очень естественный контакт друг с другом... Нашим персонажам физически должно быть очень комфортно друг с другом. Они буквально переплетены между собой». Шаламе добавляет: «Настолько клишировано, насколько возможно – я действительно не чувствую, что кого-то играю, когда мы с ней снимаемся вдвоём».

Шаламе благодарит Гервиг за создание игривой и комфортной атмосферы на съёмках. Он вспоминает свой первый день репетиций: он встретился с Сиршей, представился Эмме Уотсон (которая играет старшую сестру, Мег), его проводили в конференц-зал «случайного здания», где «внезапно шло занятие танцевального класса»:

Все раскрепощаются и становятся маленькими детьми. Эта работа настолько шаткая в этом плане: хочется быть серьёзным, хочется быть профессионалом, и тут тебе нужно сыграть 12-летнего. Когда рядом тот, с кем ты на дружишь вне работы, это всё упрощает.

Ронан смеётся: «Мы не друзья!». Шаламе в полном восторге и торжественно заявляет: «Мы не друзья».
На этот раз они не очень убедительны.

Photo: Collier Schorr
Photo: Collier Schorr

«Маленькие Женщины» были частью того, кем я всегда была, – говорит сценарист-режиссёр Грета Гервиг. – Это то, что читала мне моя мама, когда я была маленькой. Это со мной очень давно».

Она присоединилась к новой адаптации «Маленьких Женщин» Sony Pictures, когда была нанята для написания сценария в 2016 году. Как только вышла «Леди Бёрд», Гервиг стала кандидатом на режиссёра фильма. «У Греты очень специфический, энергичный, панк-роковый, шекспировский взгляд на эту историю, – говорит Эми Паскаль. – Она встретилась со всеми нами и сказала: «Я знаю, что это уже было сделано раньше, но никто не сможет сделать это ещё раз, кроме меня». И она получила режиссёрское кресло».

«В детстве моей героиней была Джо Марч, а когда я повзрослела, ею стала Луиза Мэй Олкотт», – говорит режиссёр. Возможно, поэтому её «Маленькие Женщины» чувствуют себя самой взрослой – и современной – версией истории, получившей экранизацию на сегодняшний день. Фильм начинается с сестёр во взрослом возрасте – там, где, как правило, начинается вторая половина повествования – и разворачивается как воспоминание, смещаясь назад и вперёд между кадрами настоящего и флешбэками.

В этом Гервиг находит увлекательные и свежие области исследования жизни женщин: выбор, который общество заставляет их делать, красота и борьба художественного преследования, последствия их мятежей. Путь Джо-писательницы – ведущее направление Гервиг; Бунтарка Эми (Флоренс Пью) получает больше внимания, когда созревает, как художница (и, в конечном итоге, жена Лори). «Мы чувствовали, что важно показать Мег, жонглирующую всеми её ролями – матери, жены, сестры – одновременно показывая её мечты, несмотря на то, что они отличаются от того, о чём мечтают её сестры», – говорит Эмма Уотсон. Но Гервиг не считает себя изобретательницей колеса: «Множество строк в сценарии фильма взято прямиком из книги, – объясняет она. – Когда Эми говорит: «Я хочу быть великой или никем» – она говорит так же и в книге! Не думаю, что мы это помним, но она это точно говорит». Гервиг также любит реплику, которую произносит мать сестёр, Марми Марч (Лора Дерн): «Я злюсь почти каждый день».

Photo: Collier Schorr
Photo: Collier Schorr

Актёры репетировали реплики вслух, «почти как песню» – Гервиг рассчитывала, что так слова сценария будут точно запоминаться. Она вложила ту же любовь в такие знаковые сцены, как, например, танец Джо и Лори, который следует за их первой встречей. Здесь он продолжается дольше – и он более детален. (Ронан говорит, что они снимали его в 3 часа утра: «Мы должны были сделать это раз тридцать».) Затем наступает тяжёлый момент, когда Лори просит Джо выйти за него замуж и она отвергает его предложение. «Эмоции просто накалятся до предела и лопнут, как мыльный пузырь, – говорит актриса. – Каждый дубль был разным в эмоциональном плане. Таких отношений, как с Гретой, у меня нет ни с одним другим режиссёром, – продолжает Ронан. – Она даёт мне почувствовать, что я могу пробовать всё, что угодно».

Photo: Wilson Webb/Columbia Pictures
Photo: Wilson Webb/Columbia Pictures

Ронан и Шаламе выходят в шикарных новых ансамблях: на ней вязаный свитер, на нём шёлковый топ – их творческая энергия заполняет пространство. Они пробуют разные позы, на лету обсуждая концепции и идеи; в какой-то момент он обвивает руки вокруг её талии и она, не обращаясь к кому-то определённому, говорит: «Мы ожидаем первенца». Камера начинает снимать.

Они свергают гендерные нормы. Их андрогинный перфоманс здесь отражает их гардероб в «Маленьких Женщинах»: у Гервиг и обладательницы премии «Оскар» Жаклин Дюрран («Анна Каренина») оба актёра менялись одеждой на протяжении съёмок, чтобы усилить связь между Джо и Лори. «Они – две половины, – говорит Эми Паскаль. – Это действительно смелые персонажи, которые реально отличаются от тех, какими они вам казались раньше».

Ронан впервые увидела «Маленьких Женщин» 1994 года, когда ей самой было 11 лет, и позже прочитала книгу, почувствовав родство с молодой женщиной, которую ей повезло сыграть. «Когда Луиза описывает Джо, кажется, что кто-то описывает меня: неуклюжую, упрямую и очень прямолинейную». На мероприятии в честь «Леди Бёрд» Сирша сказала Грете Гервиг: «Так, я хочу быть в «Маленьких Женщинах», но только если буду играть Джо». (Тимоти Гервиг спросила сама: «Эй, хочешь сняться в ещё одном фильме?» Он ответил: «Да. Да, конечно».).

За несколько месяцев жизни в Конкорде Ронан открыла о себе немного нового: «Этика Джо в том, что «всё, что делают все остальные, я делаю наоборот». Мне нужно было пробовать то, что я никогда раньше не пробовала: быть небрежнее в своей игре. Я чувствовала, что прикоснулась к тому, что никогда раньше не имела возможности попробовать, или у меня на это не хватало смелости, – говорит актриса. – Найти это было просто потрясающе».

Photo: Collier Schorr
Photo: Collier Schorr

Вскоре после завершения съёмок «Маленьких Женщин» Сирша Ронан снялась в фильме Уэса Андерсона «Французский Диспетчер», в котором в третий раз сыграла с Тимоти Шаламе. Теперь у Ронан небольшой перерыв. «Я буду ждать того, что мне понравится. Это приятно», – говорит актриса. То же самое и у Шаламе: прямо перед «Маленькими Женщинами» он снялся в «Короле» и только что завершил съёмки в «Дюне» Дени Вильнёва. «Впервые почти за два года я беру перерыв и наслаждаюсь этим», – говорит Тимоти.

Этот день был долгим. Они переоделись в удобную одежду; у Ронан поздний обед. Есть ощущение, что оба актёра по-своему спокойны и приятно измучены.

Ронан, конечно, понимает вечную силу «Маленьких Женщин»: «Послание маленьким женщинам важно передать и сейчас, и в любой момент нашей жизни. Эта история полна любви. Это всегда будет актуально». Она поворачивается к Шаламе, и ты понимаешь, что любовь, которую они привнесли в классику – это то, что впервые появилось между ними в «Леди Бёрд». «Мне нравится, что в «Леди Бёрд» ты разбил мне сердце, – мягко говорит она ему. – В «Маленьких женщинах» я должна была разбить тебе сердце». «Да, точно, – кивает Тимати. – А потом я женился на твоей сестре. Ха-ха-ха!».

Photo: Collier Schorr
Photo: Collier Schorr

Если всё это звучит немного идиллически, то ни Гервиг, ни Паскаль, ни остальные актёры не смогут сделать практически ничего, чтобы убедить вас в обратном.

Возвращаясь к теме съёмок «Маленьких Женщин» и размышляя о комментариях Ронан, Шаламе говорит: «Не знаю, что и как добавить к этому». Вместо этого он обращается к своей партнёрше по фильму, и его выражение лица становится таким искренним и наполненным благодарностью: «Но если могу, то добавлю маленькую дозу информации, - с нервным смехом говорит он. – И не только потому, что она сидит рядом со мной. У неё неподвластная времени энергия. Слава Богу, что мы смогли снять этот фильм. Я так чертовски благодарен, что мне удаётся с ней работать, – говорит Шаламе. – Какую бы книгу я не писал для себя, когда буду старше, я буду об этом вспоминать». Он сам себя останавливает. «Ну, это совсем другой разговор».

Ронан, смеётся: «У меня будет своя глава?» И Шаламе смеётся в ответ: «Глава Сирша».

С такими темпами одной главы не хватит.

По материалам ресурса Entertainment Weekly.