Всем привет! Мы продолжаем серию интервью с молодыми владельцами старых автомобилей. В этот раз у нас в гостях Виталий и его ИЖ 2125.
CG: Привет. Расскажи немного о себе: как тебя зовут? Где живешь? Чем занимаешься по жизни?
Привет! Меня зовут Виталий. Живу я в Москве, но родом из Архангельска. Это на 1300 км. севернее столицы. До 2015 года я жил и трудился в своем родном городе. Учился в техническом лицее на автомеханика 4 года и получил среднее профессиональное образование. Всю жизнь интересовался различной техникой и механизмами, работал водителем, мастером цеха по ремонту авто, механиком на дилере «Форда». На данный момент живу и работаю в Москве механиком кинокамеры. Это тот человек, который обеспечивает съемочный процесс и является помощником оператора.
CG: Как долго ты за рулём? Сможешь вспомнить, когда и как впервые оказался (-ась) за рулём?
Поскольку я люблю автомобили, то они окружали меня с самого детства. В совсем юном возрасте меня каждый год отправляли отдыхать к деду на дачу, в Московской области. Там у него была «шестёрочка» 1988 года выпуска, которую мне доверяли мыть, менять колеса с дорожной резиной на внедорожную в зависимости от погоды и состояния грунтовых дорог. И вот однажды, в возрасте 6 лет, мне было разрешено самому запустить и прогреть двигатель. Эмоций было достаточно для детского сознания, коленки сами подкашивались. В этом же году я уже вовсю рулил по полям сидя на коленях деда, который нажимал педали. Таким образом, я уже знал как управлять автомобилем, а полноценно ездить вне шоссе и города мне давали в 14 лет. Эти 5 км. по асфальту и грунтовке я ждал с нетерпением. В автошколу я пошёл, когда мне было 17 лет, а права получил с первого раза через пару месяцев после 18-летия.
Жили мы в Архангельске не богато, и единственной машиной в семье с 2001 года был Москвич 2140SL 85 года выпуска. Давали мне катать этот автомобиль не часто, но тем не менее я прикипел к марке Москвич на долгие годы.
CG: Твой автомобиль. Откуда он у тебя? В каком состоянии был автомобиль, когда попал в твои руки? Как много усилий потребовалось, чтобы придти к конечному результату? Где искал(а) вдохновение для проекта?
Так, как машина была в семье одна и отец ей дорожил, то мне всячески запрещалось проводить опыты с внешностью и технической частью автомобиля. Здоровая стопка журналов "MAXI TUNING" сильно повлияла на не окрепший подростковый разум, + ко всему хотелось приложить руки. Например, очень хотелось поставить большие литые диски, заварить ручки, прилепить спойлер, затонироваться в круг. Благодарен отцу за то, что запрещал заниматься «колхозом» и дозволял самостоятельно чинить мотор, карбюратор, подвеску. На фоне любви к марке «Москвич» был организован клуб по интересам в городе Архангельск. В 2010-ом году мой знакомый «комрад» предложил купить его ИЖ Комби 91-года выпуска по символичной цене в 6 тыс. рублей. Машина имела довольно обычную историю: 2 владельца, оба пенсионеры, второй хозяин ездил пару раз и каждый раз умудрялся помять автомобиль.
Позже, поставил его на пеньки до тех пор, пока в 2009 году его не выкупил мой знакомый. После покупки машина полгода таксовала до тех пор, пока в очередной яме у него выпал рулевой наконечник. Машина на пол года была поставлена под тополь на окраине города и начался поиск нового адекватного хозяина. Позывы купить авто были, в основном, от школьников и сборщиков металлолома, но хозяин машины проникся к ней душой и хотел лучшего будущего, которое, на тот момент времени, он не в состоянии был обеспечить. Я в то время работал 6-дневку, получал 10 тыс. рублей при средней зарплате по городу 15 т. р.
Немного подкопил и летом 2010 года я купил у него эту "недвижимость". В один из выходных дней я покидал инструмент в рюкзак и помчал через весь город чинить машину. Когда мы открыли салон и накинули клемму аккумулятора в салоне запел "Битлов" старенький Урал Авто 2. Странно, как он вообще нашел музыку на волнах УКВ, кроме нудных ведущих станции «Маяк» и рекламы от простатита и геморроя там ничего нет. Музыку битлов и чистый салон, сохранивший свой заводской вид, я посчитал хорошим знаком и принялся чинить авто. Знаний и опыта было предостаточно, машину починили быстро и уже вечером в сумерках под прикрытием другой машины мы перегнали ИЖа в мой гараж. Страховки, тех осмотра и нового СТС не было.
Внешность ушатанного ИЖ Комби мне не очень нравилась, но тут было очень крепкое железо, чистый салон и ровная работа чахлого, грязного из-за протечки масла дефорсированного узама. Мне больше нравились ранние 2140 АЗЛК или 408 с плавниками сзади, но глядя на этого уродца, я подумал, что стерпится и слюбится.
Вложив в машину еще 5 тыс., я привел в достойное состояние подвеску, тормоза и устранил течи масла мотора. Затем прошел техосмотр, купил страховку и поставил машину на учет, получив номера серии СТС. Так, начались новые приключения моего первого, собственного автомобиля с которым я мог делать все, что угодно.
CG: Эксплуатация. Сам(а) занимаешься ремонтом или отдаешь в сервис? Вообще, в каждой машине куча всяких мелочей и ништяков, будь то родное реле, переключатель или хромовая решетка из СССР. Скажи, как часто мониторишь Авито или местный рынок в поисках деталей?
Эксплуатировал авто не часто, в основном по делу. Во "Всероссийскую перепись населения" я на машине развозил бланки по участкам и катал участников счетной комиссии и автомобиль окупился по деньгам дважды и даже еще осталось. Однажды, когда я вез полную машину теток с бланками, нам на пути повстречался крутой подъем. И тогда я почувствовал как мало лошадиных сил осталось в моторе — еле заехали. Получив зарплату, было принято решение откапиталить двигатель. Искал информацию и запчасти, в основном, на профильных форумах и в соц. сетях. Загнал машину в гараж в марте 2011 года и начался процесс ремонта.
К тому моменту юношеский максимализм сменился перфекционизмом и вытащив мотор я решил привести в порядок подкапотное пространство. Собрал в родном блоке 1,8 с запиленой ГБЦ. Покрасил в золотой цвет, заменил все трубки на новые медные. Контраст внешки и внутрянки был поразительный, и тогда под разбор попал практически весь автомобиль.
Я стал приводить автомобиль в то состояние, которое мне нравилось. Например, мне очень нравилась панель приборов от москвича 2140, а нижняя часть панели «борода» нравилась от Люкса. От него же был установлен бардачок. И почему так на заводе не делали? Странный ИЖевский руль заменил на практичный руль от Святогора. От 41-го Москвича, так же, были переварены спинки сидений — они гораздо удобнее и эргономичнее родных ижевских. Передняя часть была установлена от новой от Москвича SL. Дверные ручки заварены и установлены удобные от408 модели. Кованные диски от старой Волги очень подошли к внешности, а центральные колпачки от Люкса — встали в диски как родные. С деталями в тот момент было очень тяжело и найти новые фары от 2140 фирмы ОСВАР — было нереально. Поэтому были куплены фары от ГАЗ 3102 — они дешевле и конструктивно лучше.
Так как машина планировалась на каждый день, — в ней были доработки для удобства использования: укороченные рулевые сошки позволяли крутить руль от упора до упора 3 оборота вместо 4-х; полиуретановые сайлентблоки и рулевая на волгошарнирах позволили забыть о ремонте ходовой; амортизаторы от Шеви-Нива сделали машину более управляемой.
С нуля была сделана новая электропроводка, и за 5 лет ни одна лампа не перегорела. Я уже молчу о таких вещах, как подогрев сидений, шумка, музыка, регистратор, сигнализация — это само собой разумеется должно быть.
CG: Безусловно, процесс создания проекта подобного уровня требует определённых сил и вложений. Но, что, по-твоему, было самым сложным? Какие советы ты можешь дать новичкам? Какую финальную точку видишь?
Всеми работами я занимался сам. По выходным или вечерами после работы, а на зиму и вовсе прекращал сборку. Покрасили только у друга в сервисе. Малярка это Адъ!!! Два с половиной года ушло на то, что бы впервые выехать за пределы гаражей. Долго, но ни один сервис в Архангельске не хотел браться за него, а при слове "Москвич" начинали креститься пяткой и отнекиваться от работы.
CG: Иногда бывает, что терпение уже на исходе. И вот в такие моменты, не бывает желание всё послать "к чёрту" и начать что-то другое?
Я и сам бывало опускал руки, когда ничего не получалось, но стоило успокоиться, присесть и отдохнуть — решение проблемы приходило само собой. Помню, как полгода потел над созданием собственной панели приборов и электропроводкой.
Пожалуй, это было самое сложное. Внедрить приборы от других автомобилей, заставить их показывать корректные данные было сложно, я тогда в электрике плохо разбирался. Приходилось отвлекаться на другие виды работ и тогда муза снова посещала меня и, в итоге, все получилось.
CG: После трудного дня в гараже, как ты отдыхаешь: всё в том же гараже с друзьями или занимаешься чем-то другим?
Когда впервые выехал на дороги общего пользования, я был смущен повышенным вниманием к моему автомобилю. В пробках люди разглядывали пристально машину, показывали лайк и довольно часто опускали стекло и беседовали. Вопросы стандартные: какой год, что за модель, сколько жрет и прет, родной мотор или нет. Были случаи, когда молодые парни высовывались из окна и махали руками радуясь как дети. Однажды, впереди едущий «крузак» остановился посреди дороги и из него вышел не малых размеров мужик.
«Сейчас отнимут тачку или будут бить» — подумал я. Мужик подошел немного, прижал руку к груди и поклонился, сел в свою машину и уехал. После трудного дня в гараже я отдыхаю за рулем своего Москвича. На нем реально можно кататься часами и не уставать. Или припарковаться на набережной и смотреть как гуляющие парочки фотографируются на фоне машины или с интересом разглядывают салон. Ну а я, — сижу в сторонке и наслаждаюсь результатом своих трудов — «я собрал что-то красивое и интересное».
Обладать таким автомобилем, — приятно и сложно. Тебя везде узнают, зовут на выставки и соревнования, бесплатный пропуск на любое автомобильное мероприятие. Спустя пару лет мне пришлось переехать жить и работать в столицу. Прихватил с собой своего верного коня. Скажу, что радости за рулем машины я стал получать меньше, все несутся, торопятся, подрезают и создают суету. За рулем моей Волги такого почему-то не происходит. Таким образом, Москвич стал машиной «выходного дня», а в данный момент стоит разобранный и ждет установки нового, более мощного мотора.
CG: Сейчас очень часто можно услышать, что женщин за руль пускать ну никак нельзя! Согласен (согласна)?
Вопрос про женщин за рулем интересный. Если женщину за руль пускать нельзя, тогда может мужикам запретить готовить?! Женщины — они не хуже и не лучше нас, они мыслят по-другому, у них ответственности за рулем больше. Сложившийся стереотип идет от того, что инструктор не смог правильно донести знания, потому что он просто думает иначе, чем они или просто не захотел напрягаться. Лично у меня есть как минимум пять знакомых девушек, которые водят лучше, чем многие парни. И с ними абсолютно не страшно ехать пассажиром. Я лично обучил 2-х человек, — парня и девушку, — они сдали в ГАИ с первого раза и не попадали в неприятные ситуации на дороге. Безусловно есть дамочки, которым категорически противопоказано управлять автомобилем, но, к сожалению, среди мужиков этот процент в общей массе водителей гораздо выше.