Реальный рассказ-воспоминание пилота, от первого лица, об одном из случаев в его насыщенной летной деятельности.
В моей летной практике произошел такой случай.
Было это в 1987 году. В конце лета летели мы на самолете ИЛ-62М из Луанды в Москву, с промежуточной посадкой в Будапеште.
Для смены экипажа и дозаправки топливом. По прогнозу погоды в районе Будапешта проходил теплый фронт со смещением с запада на восток. Перед снижением на посадку уточнили фактическую погоду. Параметры по нижней кромке облачности, видимости на полосе и ветру не выходили за пределы допуска.
На расчетном удалении от аэродрома приступили к снижению. При выходе на связь с диспетчером подхода, он предупредил нас, что в зоне захода на посадку может быть сдвиг ветра.
Зона подхода была свободной и на посадочный курс нас вывели километров за 20. Практически мы были уже на глиссаде. Выпустили шасси и механизацию крыла в посадочное положение. На высоте примерно 800м доложили о готовности к посадке. Посадка была разрешена.
Самолет был сбалансирован, режим двигателей был 52-54% от номинального. Слабая болтанка. С высоты примерно 700м начала резко увеличиваться вертикальная скорость снижения с расчетной 2,4 м/ск до 4-5 м/ск. Я дал команду Б/и на увеличение режима до 70% с одновременным взятием штурвала на себя. Угол атаки при этом увеличился до критического. Дал команду увеличить режим до 90%. Самолет продолжал увеличивать вертикальную. Тут же дал команду “Номинал”.
Инженер отвечает “Двигатели на взлетном”. Брать штурвал “на себя” больше нельзя, иначе самолет сорвется по углу атаки.
Было понятно, мы попали в сильный сдвиг ветра, связанный с потерей скорости и высоты полета.
На высоте 150-100м вертикальная скорость уменьшилась, скорость горизонтального полета увеличилась. Мы выскочили из облаков, полоса была перед нами, но производить посадку я не стал. Предпочел уйти на второй круг и зайти с обратным курсом.
Честно скажу, чувство было не из приятных, когда уже все сделал что нужно и можно, а выйти из ситуации очень сложно.
Повторный заход выполнил успешно.