Саи Баба - личность культовая. Самопровозглашенный Бог, воплощение Христа, Будды и икон других религий, он сумел создать империю (как с духовной точки зрения, так и с материальной), объединяющую все направления мировых духовных течений.
Всё, о чём я пишу, прошло через мой опыт. Чтобы напрямую получить информацию о Саи Бабе, я отправился в его ашрам (монастырь) «Прашанти Нилаям» (Обитель Великого Мира) в городе Путтапарти, где прожил десять дней, изучая его учение и знакомясь с жизнью этой обители. Это уже вторая публикация про Саи Бабу, моё мнение о этом человеке можно прочитать здесь.
Ашрам занимает значительную часть города и является главным центром паломничества последователей со всего мира. Любой желающий может приехать и остановиться в его стенах, а при отсутствии свободных мест снять жильё неподалёку в одном из множества отелей. По сути, Прашанти Нилаям - это город в городе, абсолютно самодостаточный для жизни. На его территории есть всё необходимое для духовной жизни, досуга и отдыха. Здесь есть библиотеки, торговые центры, и даже музей. Сделано и организовано всё таким образом, чтобы человек ни в чём не нуждался и мог оставаться в периметре, не выходя в город.
Само заселение не вызвало затруднений. Пройдя в офис, меня попросили заполнить несколько анкет и выбрать тип жилья. Если английский недостаточно хорош, проблемой это не станет - здесь многочисленная русскоговорящая диаспора, готовая к помощи, что всячески поддерживается и является частью самой религии.
Размещение в ашраме возможно по нескольким сценариям. Одиночек автоматически заселяют в Шед, остальные (парные и семейные) могут заселиться в отдельные номера. Шед представляет собой общагу на десятки человек, кровати двухъярусные. Я жил как раз здесь. Стоило это 20 рупий в сутки. Чистая ухоженная комната, под которую отведен целый этаж. Имеется кабинки для водных процедур и туалетные комнаты. Воды горячей централизованной нет, но её можно получить за шедом, где в определённое время её кипятят на огне. Проживание комфортное, если не считать возможность поселения своеобразных личностей на соседнюю койку, однако, и это решаемо, например, берушами. Отдельные комнаты обойдутся от 250 рупий в сутки. К слову, в ашраме действует гендерное деление, мужчины и женщины всегда существуют отдельно - и на приёме и пищи, и на духовных практиках, за исключением семейных лиц.
В основе Учения Саи Бабы лежит принятие и уважение ко всем религиям мира. На территории можно обнаружить представителей практически всех религий. Таким образом, приверженец той или иной веры найдёт для себя изваяние своего Бога для молитв и преклонения. Наличие огромного музея Всех религий, расположенного на трех этажах довольно-таки внушительного здания, о том всячески напоминает. Это действительно стоит того, чтобы увидеть. Здесь собраны экспонаты и подробно описаны все течения, включая и учения самого Саи Бабы, характерно поставленного в один ряд с мировыми религиями. В непосредственной близости от музея имеется Баньян (священное для индийцев дерево), под которым медитировал сам Саи Баба. Впрочем, и музей, и Баньян находятся формально не на самой территории, но от ворот дорога занимает не больше пяти минут.
Особое место в моем сердце занял сад Кришны, находится он в не людном месте ашрама, где можно побыть в уединении. Говорят, что именно с этого места начал расти ашрам, жаль о нём я узнал за день до отъезда.
Вся территория ашрама снабжена бесплатной питьевой водой, на каждой улице имеются специальные кулеры с централизованной подачей. Также здесь имеется внушительных размеров торговый центр, где можно купить практически всё. Основной ходовой товар - это рекомендуемая для последователей специальная одежда белого цвета, включающая штаны и рубашку (для мужчин) и закрытую одежду для женщин. Имеются в продаже и специальные подушки для медитации. Пол Мандира (место коллективных духовных практик) выполнен из мрамора, и сидеть на нем без ничего (особенно в утренние часы) достаточно некомфортно и чревато проблемами со здоровьем, к тому же, доступ в мандир и ко всем святыням возможен исключительно босиком. Всё достаточно дёшево и, можно сказать, чисто символически.
Есть и множество книжных магазинов, где можно приобрести книги, аудио и видео диски, открытки, блокноты и прочее. Естественно, всё это о Саи Бабе и его месте в мировой религии.
Отдельно стоит остановиться на системе питания. Имеется три основных ресторана: южная-индийская, северо-индийская и европейская кухни. Питаться здесь действительно дёшево и по карману каждому. Самым относительно "дорогим" является европейский ресторан. Здесь предлагается обширный выбор привычной нам еды, включая сладости и выпечку (это самые дорогие товары в предложении). Если не брать десерт и взять первое, втрое и напиток, то счёт составит от 40 рупий. Еда в меру пряная, в меру острая. В аккурат для наших рецепторов.
В северной кухне разнообразие несколько уже, но счёт будет несколько меньше. Для пользования необходимо купить своеобразный эквивалент денег - талоны по 5 рупий (выглядит это как сетка или таблица). На кассе после раздачи кассир вычеркивает необходимую сумму. Хорошая система без возни с деньгами.
Но покорить своим ценником может, пожалуй, только южный ресторан. Полноценный завтрак обходился мне в 18 рупий. Здесь также действует талонная система. Талоны необходимо покупать заранее. Стоимость талона "завтрак" - 6 рупий. Один талон - одно блюдо. На него можно купить блюдо "Игли" (на вид, как плотный хлеб, на вкус, как манная каша, сваренная очень сухой), кашу с овощами и подливу, один на напиток (горячее молоко, либо кофе). Талон на обед и ужин стоит 10 рупий ( в эквиваленте еды это рис на воде, что-то типа овощной пасты, овощное рагу, овощной подлив к рису и напиток "баттер милк"(наш айран). Вся еда очень острая и в конце трапезы я всегда плакал.
Интересно организована система раздачи. Заходя в столовую, сразу можно наблюдать "накрытые" столы. Для каждого человека уже стоит секторный поднос, на котором уже имеется паста, соль, стакан воды и баттер-милк. Далее подходит послушник и собирает талоны. Следом за ним по проходу катят телегу с едой. Так пополняется поднос. Что касается порций, я никогда не думал, что человек в состоянии съесть столько риса, ибо порции не человеческие. Наблюдая за местными, я был крайне удивлён возможностями их организма. Но спустя некоторые время происходит раздача добавки, и индийцы смело просят ещё столько же. Удивительно, конечно. Выбора здесь никакого, аскетам и не привередливым самое оно. Посещают южную преимущественно постоянно проживающие монахи. P.S.: 1 рупия равна примерно 1 рублю.
На территории работают многочисленные точки по продаже быстрой еды. Чай, кофе, снеки, мороженое, соки всё это и не только можно легко найти в течении дня, прогуливаясь по ашраму. Это то место, где легко впасть в чревоугодие. И да, питание, разумеется, вегетарианское.
Это место удивительное. Здесь царит мир и покой. Каждый сам для себя определит своё отношение к этой религии. Для меня же существует множество моментов, которые смущают в его учении, и сам я не являюсь его последователем. Разумеется, целью этой публикации не является популяризация движения, вся информация дана для общей информации и выражает лишь моё мнение. Про ашрам будет ещё публикации. Тему я не закрываю.
Благодарю за то, что Вы со мной. Поставьте отметку «нравится» и подпишитесь на обновления моего канала чтобы не пропустить новую публикацию - для меня это лучшая награда. Путешествуйте в новые места, знакомьтесь с новыми людьми и будьте счастливы. С уважением, Александр)