Найти тему
ClassicalMusicNews.Ru

Состоялась мировая премьера сюиты «Открытки из России» Андрея Рубцова

Авторский вечер гобоиста, дирижера и композитора Андрея Рубцова
Авторский вечер гобоиста, дирижера и композитора Андрея Рубцова

10 октября 2019 в Рахманиновском зале МГК им. П. И. Чайковского в рамках “Большого фестиваля двойной трости” состоялся авторский вечер гобоиста, дирижера и композитора Андрея Рубцова.

В ходе концерта под руководством композитора были исполнены как собственные сочинения, так и лучшие образцы классической музыки в авторском переложении для деревянных духовых с камерным оркестром «Fragmenti di Mosca».

Говоря об авторских переложениях ярких образцов классической музыки, стоит подчеркнуть, что в них автор максимально передал все технические возможности деревянных духовых инструментов. Так, увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта была переложена для трех гобоев и английского рожка, в связи с чем это игривое произведение приобрело еще большую легкость. Четыре инструмента слышались как единая тонкая материя и преподнесли слушателям филигранную и грациозную манеру исполнения.

Исполнение Интродукции и рондо-каприччиозо К. Сен-Санса открыло другую сторону гобоя. Все технические трудности этого виртуозного произведения были преодолены солистом ГАСО им. Е. Ф, Светланова Алексеем Коноплянниковым, который безупречно исполнил на гобое и без того сложнейшую партию солиста.

Интереснейшим образом Андрей Рубцов сделал транскрипцию знаменитой арии Ленского из «Евгения Онегина» П.И. Чайковского для солирующего фагота и струнных. В этом случае вниманию удостаивается удачно выбранный тембр инструмента для передачи столь надломленного монолога героя.

Андрей Рубцов-композитор проявил себя очень своеобразно: его сочинения полны романтической экспрессии, субъективной формы высказывания. Ярким примером сказанному служит Кончертанта для духового квинтета и струнных (2008), исполненная квинтетом «Modus Vivendi» и камерным оркестром «Fragmenti di Mosca» под руководством автора.

Произведение состоит из двух разнохарактерных частей: пронизанное меланхолией, экспрессией и субъективностью Largo и активное, тревожное Allegro, выражающее сферу фантастики. Музыканты мастерски смогли выразить эти две контрастные сферы субъективных переживаний и внешней тревоги.

Также ярким примером оригинального композиторского письма Андрея Рубцова послужили Четыре багатели (2007). Благодаря некой подражательности, своему шутливому и легкому характеру, произведение создает впечатление ярких зарисовок балаганного театра. Особенно ярко выделяется вторая багатель «Вальс в подражание Хачатуряну», в которой композитор очень осторожно выразил некоторые стилевые черты великого композитора. Стоит отметить и театрализованную манеру исполнения музыкантов: между багателями они переговаривались друг с другом в шутливой форме, а их неформальный внешний вид напоминал публике о легкости и свободе происходящего.

Сферой экзотики вечера стала джазовая фантазия для флейты, фагота и ансамбля «Поля золотой парчи» (2018). В ее исполнении должен был участвовать народный артист России Валерий Попов, который, к сожалению, не смог присутствовать из-за проблем со здоровьем. В итоге партию фагота исполнил Иван Забегин, прекрасно справившийся с поставленными джазовым стилем задачами.

Безусловно, ажиотаж этого вечера был вызван премьерой нового произведения Андрея Рубцова, сюитой для двух гобоев и камерного оркестра «Открытки из России» (2018).

Сочинение состоит из семи частей, которые можно назвать зарисовками пестрой российской культуры и ее природы. Солистами выступили Эмиль Мирославский и Владислав Врублевский с полной отдачей и виртуозностью исполнившие это разнохарактерное произведение. В сочинении сконцентрирована разнообразная палитра чувств, впечатлений от природы Камчатского края, средней полосы России, Байкала и Волги, от культурных достояний, таких как средневековый башенный комплекс Вовнушки в Ингушетии, шедевры Палехской миниатюры. И всю эту пестроту картин композитор выразил яркими оркестрово-изобразительными приемами, характерными мелодическими оборотами, которые сосредотачивают в себе глубочайшую экспрессию, характерную для стиля Рубцова.

Концерт завершился на высокой восторженной ноте: публика очень радушно приняла столь разнообразную программу концерта, свидетельством чему были теплые аплодисменты и благодарности всем музыкантам.

Христина Джишкариани, ClassicalMusicNews.Ru