Творчество — это всегда разница между тем, что мы ожидали сделать и что мы на самом деле сделали. И мы часто стремимся достичь совершенства на каждом этапе, в каждой мелочи. Казалось бы, стремление к идеалу — лучший способ совершенствования. Стремись к Луне и приземляйся среди звезд, верно?
Конечно, это имеет смысл, но что делает произведение искусства действительно совершенным?
Когда мы смотрим на картину, как мы определяем, что она совершенна? Опираемся на свои чувства? Слушаем искусствоведов? Но это не дает нам измеримого стандарта для совершенства.
Мы могли бы измерить золотое сечение композиции, сколько использовано цветов, сколько сделано мазков кисти, сколько часов ушло на создание картины, насколько она тяжелая, сколько различных инструментов было использовано…
Но разве все это говорит нам о том, насколько совершенным является произведение искусства?
Правда в том, что нет способа измерить совершенство в искусстве.
Потому что нет совершенного искусства.
Несовершенство в любом случае интереснее
Даже когда мы можем достичь совершенства, мы на самом деле не хотим его. Никто не хочет смотреть на идеального баскетболиста, который всегда делает безупречный удар и побеждает в каждой игре. Мы жаждем огорчений, разочарований, неожиданностей, сюрпризов, напряжения — что произойдет? Какой выстрел будет пропущен на зуммере? Какие ошибки будут допущены?
На самом деле мы не хотим видеть совершенство — мы хотим видеть стремление к совершенству.
То же самое относится к искусству. Если бы было совершенное произведение искусства, понравилось бы оно нам? Люди любят несовершенство. Неидеальный рисунок кажется более живым, более реальным. Волнистая линия имеет больше движения, чем прямая. Свободно окрашенная иллюстрация более эмоциональна, чем окрашенная безупречно.
Когда вы создаете искусство, лучше не ожидать совершенства
Вы всегда будете ошибаться. Вы нарисуете линию, которая пойдет волной, ваша краска будет кровоточить, вы разорвете свою бумагу, и ваше искусство просто не будет выглядеть идеально и правильно.
Но все эти ошибки делают произведение реальным. Ошибки показывают ваш стиль. Ошибки показывают человеческую сторону. И если вы обратите внимание, ошибки поведут вас по пути, который вы бы не выбрали в противном случае.
Ваши ошибки приведут вас к большему количеству идей
Есть одна история о совершенстве из книги "Искусство и страх" Дэвида Бейлса и Теда Орланда.
Учитель керамики разделил свой класс на две группы, чтобы проверить одну теорию. Он сказал классу, что первая группа будет оцениваться только на основе количества выполненной работы, в то время как вторая группа будет оцениваться по качеству их работы. Задача первой группы —сделать как можно больше, задача второй — сделать одну идеальную работу.
Когда пришло время оценки, произошла удивительная вещь. Самая качественная работа была получена от группы, оцениваемой по количеству.
В то время как количественная группа была занята, делая набросок за наброском, учась на своих ошибках и пробуя новые вещи, качественная группа просто сидела там, думая о том, как сделать идеальную работу.
Несовершенство и ошибки не только распространены в искусстве, но и являются важной частью процесса создания произведений искусства. Ошибки дают вам подсказки о том, что работает, а что нет, позволяя вам экспериментировать, учиться и продолжать двигаться.
Ваше искусство никогда не будет совершенным, и вы никогда не будете совершенным художником. Но с каждым произведением искусства вы станете лучшим художником, чем были раньше.
Не стремитесь создавать совершенное искусство. Стремитесь делать больше ошибок.
А теперь идите и совершайте интересные ошибки, удивительные ошибки, великолепные и фантастические ошибки. Нарушайте правила. Сделайте этот мир более интересным своим пребыванием здесь. Творите." - Нил Гейман, писатель