Из всех народов Европы христианство приняли добровольно, пожалуй, только римляне, и нации, возникшие на осколках их империи. Включая и варварские государства, конечно – франков, лангобардов, готов.
Другие, запоздавшие участники великого переселения народов, которые пришли к границам римского мира после, оказались более преданными последователями собственных языческих религий. Но к 9-10-м векам даже до них дошло, что надо креститься. Христианство побеждало на всех фронтах. Общая вера позволила создать единую цивилизацию равноправных народов. Впервые после падения Рима люди поняли, что перед Богом все равны – нет ни эллина, ни иудея.
Поэтому в разное время христианство стали принимать правители варваров, которыми на тот момент были, в том числе, славянские князья. Делали они это не по воле своих народов, а скорее – явочным порядком. Их главной целью было получение политических дивидендов.
Польша крестилась в 966-м году, признав авторитет папы римского, который отправил туда священников из Германии. Варяжская Русь сначала тоже склонялась в сторону Рима. По крайней мере, при дворе княгини Ольги больше привечали германских миссионеров. Но ее внук Владимир все переиграл, и пригласил крестителей из Константинополя. На сестре царьградских императоров он потом и женился.
Правда, между западным и восточным христианством тогда еще не было особой разницы – оно считалось единым. Однако противоречия зрели. Да и римский первосвященник все никак не мог поделить власть со вселенским патриархом.
Конечно, до окончательного разрыва стороны старались демонстрировать собственные благие намерения, чтобы перед тогдашним мировым сообществом предстать в более выгодном свете.
Но это все высокая политика. Простой люд в любой славянской стране по-прежнему больше верил в Перуна да Велеса, чем в малопонятного Христа. Который даже себя от смерти защитить на смог, несмотря на божественное всемогущество.
Но крестики носили все. И если князья были суровые и авторитетные, люди открыто за старый закон не выступали.
Тем не менее, каждый славянский народ хоть по разу, но восставал против христианства. В Чехии это случилось в 920-х годах, на Руси – в 1024-м году – в Суздале и в 1071-м – в Новгороде. Поляки, как наиболее сварливые из славян, терпели долго, но после смерти своего короля Мешко II в 1034-м году, восстали разом по всей стране.
Крестьяне воевали против князей, князья дрались между собой. Наследник короля предпочел сбежать к родне и несколько лет скитался по европейским дворам с протянутой рукой.
После пяти лет смут христианские монархи решили – хватит. Надо давить языческую гадину в зародыше. Ради такого дела впервые объединился Запад и Восток. Немецкий император прислал 500 конников и мешок деньгами, русский великий князь Ярослав двинул к западным границам свое войско.
С такой мощной поддержкой польский принц Казимир усмирил магнатов, а крестьян разогнал по печкам. Чтобы чернь больше не бунтовала против христианства, было основано несколько монастырей и построены церкви. Пусть каждый видит – римский бог сильнее.
Русские и поляки тогда даже заключили союз, скрепленный браком Казимира и Добронеги, сестры Ярослава. Несколько десятилетий после этого два славянских племени жили в мире и дружбе и помогали друг другу во всем, как и положено столь близким народам.