Вдоволь насмотревшись, как американские “Абрамсы” М1 А2 и британские “Челленджеры” Мк2 в пустынном камуфляже перемалывают иракские пески, утюжат кварталы Умм-Касра и Багдада, слушая восторженные реляции западных журналистов о подавляющем превосходстве боевой техники “освободителей”, мне припомнилась история одной уникальной боевой машины. Даже ее облик, исполненный эстетики, полетности, пластики, оставляет далеко позади грубые, словно вырубленные из куска металла суперсовременные “Леопарды”, “Леклерки” и прочие капризные монстры, начиненные компьютерами, одетые в многослойную “бутербродную” броню.
Почему для нас создание обычной, легковушки – проблема из разряда космических? Даже дизайн, вещь далекая от сугубо технического прогресса, таков, что хоть волком вой. Танк – машина, мягко скажем, более сложная, нежели “Запорожец”. Однако тут мы впереди планеты всей и с дизайном все в порядке. Предок нашего героя – советский тяжелый танк ИС-3, является бесспорным эталоном эстетики в мировом танкостроении. Его потомок ИС-7 стал вершиной танкостроения XX века!
Вторая мировая война, в известной степени, – противостояние брони и снаряда. Танки эволюционировали от маломощных, защищенных противопульной броней машин - к настоящим “динозаврам” со 150 мм лобовой броней, массой доходившей до 70 тонн и пушкой калибра 88 – 120 мм. К таковым можно отнести самый тяжелый серийный танк Второй мировой войны – нацистский Pzkpfg VI Ausf.B, больше известный, как “Королевский тигр”. Эскизные проработки нового тяжелого танка, фактически ровесника “Тигра II”, начались в конце 1944 г. Крестным отцом танка стал Л. Берия, который вопреки сопротивлению наркома танковой промышленности В. Малышева, оказал содействие директору и главному конструктору челябинского завода № 100 Ж. Котину. В январе 1945 г. появились первые проектные разработки объектов 257, 258 и 259, которые отличались только типом силовой установки и трансмиссии (механической или электрической). Летом новый проект 260 получил индекс ИС-7. Для детальной проработки конструкции создали несколько узкоспециальных групп под руководством специалистов, имевших колоссальный опыт работы, накопленный за годы Великой Отечественной войны. Уже 9 сентября 1945 г. рабочие чертежи танка ИС-7 подписал главный конструктор Ж.Я. Котин. В новой, доселе невиданной машине, воплотился опыт конструирования, эксплуатации и боевого применения тяжелых танков минувшей войны.
Корпус ИС-7 спроектировали с большими углами наклона. Лобовая часть (трехгранный “щучий нос”) повторяла аналогичную конструкцию ИС-3. Бортовая броня вверху имела обратный наклон, листы не сваривали, а гнули под прессом. Толщины бронелистов распределялись следующим образом: лоб корпуса – 150 мм, борт – 150-100 мм, башня – 210-94 мм. Электрическую трансмиссию позаимствовали у тяжелого ИС-6, на котором впервые в советском танкостроении применили это новшество. Электромеханическая трансмиссия представляла собой дизель В-12у с наддувом, установленный соосно с генератором, который питал реверсивные электромоторы, связанные через планетарные редукторы с ведущими колесами. В блоке с ними находился трехфазный генератор для зарядки аккумуляторов и привода системы охлаждения (электропередачу устанавливали и на американском танке TIEI в 1941 г., на Т-23, построенном совместно компанией “Дженерал электрик” и Детройтским арсеналом. Тяговые электродвигатели с фрикционами стояли и на немецком истребителе танков “Элефант”). Из-за большого веса электротрансмиссии (главный генератор весил 1,7 тонн!) в другом варианте ИС-7, разработанном в 1946 г., от нее решили отказаться. Во второй половине 1946 г. в цехах Кировского завода и филиала завода № 100 были изготовлены два опытных объекта 260. В связи с отсутствием танкового двигателя необходимой мощности (1200 л.с.) конструкторы предложили установить на ИС-7 два спаренных дизеля В-16, но испытания этой “спарки” выявили ее полную непригодность. Для первого варианта ИС-7 Кировский завод совместно с заводом № 500 Минавиапрома разработали дизель ТД-30 на базе авиационного АЧ-300. На ИС-7 внедрили целый ряд технических новшеств: мягкие резиновые топливные баки общей емкостью 800 литров; противопожарное оборудование с автоматическими термозамыкателями, которые срабатывали при температуре 100–110 °С; эжекционную систему охлаждения двигателя; дистанционный синхронизатор пулеметной установки. Впервые в советском танкостроении использовались гусеницы с резинометаллическим шарниром, гидравлические амортизаторы двойного действия. В опорных катках большого диаметра ввели внутреннюю амортизацию, сходную по устройству с аналогичной системой на германских “Королевском тигре” и “Элефанте”. Пучковые торсионы, работавшие на скручивание и изгиб имели по семь стержней с шестигранными головками.
На ИС-7 установили мощную 130-мм морскую пушку С-26, оснащенную новым щелевым дульным тормозом. В маске пушки смонтировали 14,5-мм пулемет КПВТ и два СГМТ-43. По бортам кормовой части башни установили еще два СГМТ-43, а пару других – по бортам корпуса. Для ведения зенитного огня на бронированной тумбе в кормовой части башенной крыши установили пулемет КПВТ (по другим сведениям на ИС-7 устанавливали модернизированный вариант пулемета ДТ, РП-46 калибра 7,62-мм). Примечательно, что башенный зенитный пулемет оснащался синхронно-следящим дистанционным электроприводом наведения, позволявшим вести огонь и по наземным целям без выхода экипажа из танка. В КБ Кировского завода в порядке инициативы разработали вариант строенной зенитной установки: один пулемет калибра 14,5-мм и два 7,62-мм. Наведение пушки облегчили силовыми электроприводами, а снаряды подавались по транспортеру. Для первого варианта ИС-7 в НИИ артвооружения разработали даже пневматический привод для механизма заряжания (25 атмосфер).
Новый вариант ИС-7 получил серийный морской 12-цилиндровый дизель М-50Т мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Охлаждение двигателя осуществлялось по новейшей эжекционной схеме. Воздушный поток, текущий по радиаторам, создавался выхлопными газами, проходившими через короба особой формы. Возникал эффект эжекции, который значительно увеличивал мощность силовой установки: она не расходовалась на привод вентилятора. Пять моделей эжектора проходили предварительные стендовые испытания. Автоматическая система пожаротушения конструкции М. Шелемина устанавливалась в моторно-трансмиссионном отделении и была рассчитана на трехкратное включение. Большие габариты дизеля М-50Т, объемность его вспомогательных систем, вынудили конструкторов переместить боекомплект (30 выстрелов) в развитую нишу башни. Последнюю пришлось несколько удлинить из-за громоздкости орудийного затвора и противооткатных устройств. Солидный вес снарядов потребовал еще одного заряжающего, экипаж возрос до пяти человек, причем только механик-водитель находился вне башни.
Летом 1948 г. Кировский завод изготовил четыре предсерийных ИС-7. Танки успешно прошли заводские испытания и были переданы на государственные. ИС-7 ошеломил членов госкомиссии своей невиданной мощью. Чудо-танк при массе в 68 тонн с поразительной легкостью разгонялся до 59,6 км/ч, обладал превосходной проходимостью. Бронезащита выдерживала обстрел немецкой 128-мм пушки, от его “щучьего носа” отскакивали снаряды собственной стотридцатки. К несчастью на испытаниях сразу начались неприятности. Громада ИС-7 застыла на артиллерийском полигоне перед противотанковым орудием. Выстрел, еще один. Вдруг очередной тяжелый снаряд скользнул по гнутому борту и со звоном ударил в блок подвески, который отбросило вместе с катком. Эксперты установили брак сварки... Другой ИС-7 во время пробега внезапно загорелся. Система пожаротушения дала две вспышки, но огонь охватил моторно-трансмиссионное отделение. Танкисты успели покинуть машину, прежде чем она превратилась в груду металла. Причиной пожара стал выработавший гарантийный срок двигатель...
Впечатление приемной комиссии несмотря на неудачи, оказалось столь велико, что в 1949 г. ИС-7 рекомендовали в серийное производство и Кировский завод получил заказ на партию из 50 танков. Однако, дальше начинается какая-то темная история. Последовали взаимные обвинения заводчан и Главного бронетанкового управления. Первые упрекали заказчика в намеренном неприятии нового танка, требовании снизить его вес до 50 т. В ГБТУ обвиняли завод в саботаже производства, задержке изготовления оснастки и вспомогательных механизмов. Поразительно, но факт - ни один из 50 танков ИС-7 в войска так и не поступил!
Хваленый “Королевский тигр” при массе, сопоставимой с ИС-7, по шоссе разгонялся только до 41 км/ч и беспомощно увязал на обычном грунте. Вооружение этих практически сверстников (“Тигр-II” – декабрь 1943г., ИС-7 – сентябрь 1945 г.) вовсе несопоставимо: 88-мм пушка против 130-милиметровой. Форму бронирования “тяжеловесов” и сравнивать нечего. Даже появившиеся значительно позже ИС-7 его собратья по весовой категории (американский М 103 (1953г., 62т.), британский FV 214 “Конкерор” (1956 г., 66 т.) выглядят, как робкая попытка подражания идеалу. На рубеже 40-50-х годов минувшего столетия, советские танкостроители создали прообраз основного боевого танка начала XXI века!