Многие ученые озабочены проблемой загрязнения атмосферы и глобального потепления, поэтому изучают различные способы предотвращения кризиса. Команда из Международного института прикладного системного анализа предложила снова использовать дирижабли в качестве экологичной и более эффективной альтернативы судоходству.
Экономические и экологичесткие преимущества
На транспорт приходится около четверти всех выбросов антропогенного углекислого газа, а на морские перевозки около 3% этого объема, и этот показатель постепенно растет. Однако ученые недавно предложили снова использовать дирижабли для транспортировки грузов между континентами.
Дирижабли полагаются на воздушные потоки, поэтому обладают явными преимуществами перед грузовыми судами с точки зрения, как эффективности, так и сокращения выбросов углекислого газа.
Реактивные воздушные потоки движутся в западном направлении со средней скоростью около 165 км/ч. При таких ветрах аэростат легче воздуха может облететь весь земной шар примерно за две недели (в то время как кораблю потребуется 60 дней) и потратит всего 4% топлива, потребляемого морским судном.
Исследователи из Международного института прикладного системного анализа также предлагают применять дирижабли не только для транспортировки грузов, но и водорода, который можно использовать, как в качестве подъемного газа, так и топлива. По мере развития водородной экономики это принесет дополнительные преимущества.
Безопасность превыше всего
При упоминании дирижаблей у многих людей до сих пор возникают ассоциации с трагической катастрофой 1937 года в Гинденбурге, когда в результате возгорания водорода погибло 36 человек, и это вид транспорта начал считаться не безопасным. Поскольку предложение МИПСА полностью не исключает подобного риска, то не подходит для пассажирских перевозок.
Однако ученые говорят, что риски возгорания существенно сокращаются при использовании новых материалов, которые легче, долговечнее и устойчивы к огню, таких как графен. Помимо этого они предлагают прокладывать маршруты полетов в обход густонаселенных районов, а также предусмотреть систему самоуничтожения в стратосфере, и безопасной эвакуации груза (например, с помощью парашютов) на случай возникновения проблем в работе аэростата.
Большинство современных дирижаблей используют гелий вместо водорода в качестве подъемного газа. Так как гелий является инертным газом, то его применение более безопасно, но он менее эффективен, поскольку такие суда тяжелее воздуха, и в разы дороже водорода. Однако некоторые компании в ближайшие годы планируют начать использовать гелиевые аэростаты для доставки грузов в отдаленные регионы.
Эффективность и целесообразность
Самой энергоемкой частью рабочего процесса является снижение, когда подъемный газ дирижабля должен находиться под давлением. Если энергию, высвобождаемую во время сброса давления (при подъеме), можно будет собирать, хранить и повторно использовать для спуска, то это существенно сократит энергопотребление. При этом водородное топливо на борту может быть дополнено солнечными батареями на поверхности корпуса.
Тем не менее, по данным МИПСА, если начать применять аэростаты для транспортировки грузов прямо сейчас, то это будет в 10-50 раз дороже использования кораблей, которые являются уже зрелой технологией, развивающейся на протяжении сотен лет.
Для того чтобы дирижабли могли конкурировать с обычными морскими перевозками, грузовой отрасли потребуется инвестировать не менее $50-100 млрд в развитие этого направления в течение следующих двух десятилетий.
Для развития канала, нам важна ваша поддержка, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.