После серии статей о проблемах инклюзии в российских школах /даю на них ссылки вначале/, мне стали приходить письма на почту, как правило горькие, но часто и гневные. Меня обвиняли в том что я плохо отношусь к детям-инвалидам, хотя я неоднократно писала, что это не так, и я считаю инклюзию вредом для обеих сторон. Дети с нарушением здоровья лишены, в условиях обычных садов и школ, нужного им внимания, ухода и персонального отношения.
К таким детям нужен индивидуальный подход, к каждому особый.
В одном, наверное самом эмоциональном письме, была история которую я всё не решалась написать. Но моя собеседница требует этой публикации. Она настаивала на реабилитации детей аутистов, на том что все они разные и нельзя относиться ко всем, как к монстрам. Она хочет, что бы я показала другую сторону медали, показала чувства ребенка аутиста в жестоком мире школы.
Я прошу впечатлительным людям дальше не читать.
Паша никогда не был "нормальным", этот ярлык прицепился к нему еще с роддома. Он родился семимесячным с кучей диагнозов, врачи сразу не радовали прогнозом, а некоторые, опустошенные душевным и профессиональным выгоранием, прямо советовали оставить "урода" в доме малютки. Но родители не допускали даже мысли об этом. Паша был младшим ребенком в семье, его сестры, близнеца Даша и Настя были старше на 12 лет. Паша был окружен такой заботой и таким количеством любви, что диагнозы сдавались один за одним. Не подтвердилось ни слабоумие, ни олигофрения, обошел ДЦП.
Семья специально переехала в большой город, чтобы водить Пашу в коррекционный сад, где он к выпуску уже мало отличался от обычных семилеток. Паша не любил прикосновения и тесные контакты с посторонними, долго привыкал к людям, часто ему нужно было просто побыть наедине, но в остальном все было хорошо и интеллектуально мальчик развивался даже лучше многих своих сверстников.
Главным другом Паши был кот Василий Василич. Пятилетний пушистый красавец, выросший из притащенного когда-то с помойки сестрами заморыша Он был главным слушателем и бессменным компаньоном. Даже с мамой Паша не чувствовал себя настолько свободно и раскованно.
В школу Паша пошел обычную, по инклюзии, потому что коррекционную, на которую они так надеялись, закрыли. Осталось две на весь город, Паше подходила только одна, но к ней ехать полтора часа каждый день. Или же предлагался интернат - пятидневка в соседнем городе. Интернат семьёй не рассматривался как вариант вообще.
Школа делилась на начальную и среднюю, даже здания были разные.
Не буду расписывать долго, просто скажу, что первые четыре класса, хоть и были омрачены мелочами вроде привыкания к новым людям, адаптации и редким срывам, но были окончены успешно, даже без троек. Паша начал потихонечку заводить контакты с одноклассниками, замечательно ладил с учительницей, которая почти всегда была рядом с ним в школе и на связи с родителями.
Пятый класс не задался с самого начала. Начиная со встречи с учительницей 29 августа. Классный руководитель не скрывала своего недовольства присутствием в ее классе аутиста, благо выразить мнение она позволила только наедине, после собрания, практически потребовав постоянного присутствия родителей Паши в школе, ибо отвечать за него она была не намерена. Ставка тьютора в школе была, одна. Тьютор - бойкая женщина средних лет пришла знакомиться домой, предварительно позвонив. От нее-то они узнали, что на её попечении 16 детей в средней школе. Стало понятно, что внимание Паше будет уделяться весьма формальное.
Первый инцидент произошел уже через неделю. Переходы из класса в класс стали для мальчика слишком большой нагрузкой. Он начал уходить из школы домой. Причем уходил не переодеваясь, ведь раздевалка в неурочное время была закрыта для учеников. Перевести на надомное обучение Павла школа наотрез отказалась. Когда это произошло в третий раз, мама взяла отпуск по собственному желанию на месяц и ходила с ним в школу, потом еще на месяц. Паша вроде привык и освоился. Учительницу явно раздражал и Паша, и его вечно маячащая в коридоре мама.
Мальчик стал ходить один, и вскоре проблемы начали появляться одна за другой. Одноклассники презрительно сторонились Паши и не стеснялись в выражениях в его адрес, учительница на это никак не реагировала. У Паши начались панические припадки, он мог среди урока лечь под парту и лежать там, снова начал уходить, благо его не пускали раздетого, охранники были предупреждены. Начались мелкие побои и откровенные оскорбления, мальчик стал очень плохо спать и совсем перестал учиться. Родители бились за надомное обучение, а им твердили, что он способен посещать школу самостоятельно.
Однажды одноклассники накормили его снегом, сказав, что если он не съест весь снег на улице, то вся его семья умрет. Мальчик, рыдая от безысходности, лежал и ел снег. Инцидент замяли, посчитали незначительным, слегка пожурив виновников.
Вскоре маме позвонили и сказали, что Паша опять ушел, раздетый в конце марта. Она бежала с работы домой со всех ног, чувствовала неладное. Она нашла Сына стоящим одной ногой на табурете, а второй на подоконнике открытого окна на балконе, рыдающим и прижимающим к себе кота. Онемев и поясь криком спровоцировать, она замерла... К счастью кот, их спокойный как плюшевая игрушка кот, с визгом вырвался, позволив маме схватить отвлекшегося на него сына со спины.
В школу они больше не пошли.
Устроив скандал, стоявший работы тьютору, классному руководителю и выговору директору школы, они добились домашнего обучения для мальчика.
Что бы вернуть сон и улыбку сына им понадобился почти год, Паша дико боялся, что его снова пошлют в школу, даже с приходящими учителями поначалу отказывался разговаривать.
И это всего за семь месяцев! Семь месяцев равнодушного инклюзивного образования стоило ребенку здоровья и чуть не стоило жизни.
Есть среди вас те, кто еще ратует за инклюзию в том уродливом виде, в каком она устроена в нашей стране сейчас?
Спасибо всем тем, кто поддерживает мои статьи лайками, подпиской и продвижением в соцсетях.
Есть новости по этой ситуации.
Со второй четверти ребенок снова ходит в школу сам, объясняю подробнее:
Вторую часть прошлого года (5-й класс) мальчик учился на домашнем обучении. Но, так как толком не учился полгода и много болел, родители и школа решили оставить его снова в 5-м классе. В процессе домашнего обучения и общения с учителями, один из новых учителей (русский-литература) предложил взять мальчика в свой 5-й класс. Причем класс профильный, гуманитарный, и учитель уверен, что мальчик вполне потянет.
Учится уже с начала второй четверти. Мама говорит, что не нарадуется и на сына, и на класс, и на учителя.
Вот так.
Будем дальше посмотреть, но думаю всё будет, как минимум, неплохо.