Обвинения в абстрактном популизме стали чуть ли не самыми частыми...
В Салехарде вчера закончилась VI Северная конференция. Содержательно обсуждали вещи для северян действительно принципиальные и актуальные. Как то: возможности дотирования тарифов авиаперелетов не только из\в Арктику и на/c Дальнего Востока в Центр и южные регионы, но и на развитие малой авиации, с формированием межрегиональных маршрутов. А то тратить по 12 часов, долетая до Москвы, ожидая пересадки и отбывая обратно – у многих не хватает ни времени, ни сил, ни здоровья. Еще одна тема – льготы и гарантии для закрепления молодых (да и не очень молодых) специалистов – а то существующими темпами деколонизации серьезно озабочены даже местные власти. И в этом же ключе третья тема. Возможность возвращения прежнего возраста выхода на пенсию (50 лет – женщины и 55 лет - мужчины) для всех жителей Крайнего Севера и (чуть на других условиях) приравненных к нему местностей.
В связи с продолжением общественной дискуссии относительно правильности решения о повышении пенсионного возраста вообще всем гражданам России и отдельным категориям в особенности, последнее предложение, понятно, вызвало наибольший интерес со стороны СМИ. И тут, конечно, возбудились различные спикеры. Например, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по жилищно-коммунальному хозяйству, член президиума Союза полярников, член Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации Игорь Шпектор в беседе с корреспондентом Накануне.ru назвал инициативу о возвращении прежнего пенсионного возраста для северян «популизмом».
Вот прямая цитата:
«На сегодняшний день, я, как реалист, могу сказать, что инициатива, которая лоббируется независимыми профсоюзами - это сотрясание воздуха. Я думаю, что это абсолютно нереально при той ситуации с бюджетом, возможностями, которые существуют, потому что за этим кроются дополнительные огромные суммы средств, которые нужно вкладывать в вопросы переселения из районов Крайнего Севера и все последующее. Поэтому, с моей точки зрения, на сегодняшний день данная тема не совсем актуальна. Она нереальна с точки зрения финансовой возможности государства».
По его словам, есть и другие способы сделать работу на Севере привлекательной. Например, сократить количество лет для возможности получения квартиры за пределами Крайнего Севера.
Давайте по полочкам «разберем» комментарий Игоря Шпектора.
Во-первых. Все рекомендации, разрабатываемые Северной конференцией, носят трехсторонний характер. То бишь одобрены не только «независимыми профсоюзами», но и представителями власти и объединения работодателей.
Во-вторых. Разномастные спикеры крайне любят называть «сотрясанием воздуха» и «популизмом» любую предложенную профсоюзами инициативу, требующую мало-мальски существенных бюджетных затрат. Зато, когда они сами (либо, например, представители правительства/Госдумы) выносят похожие инициативы, «популизм», как по мановению волшебной палочки, вдруг превращается в «заботу о народе», о которой год трубят центральные СМИ.
В-третьих. «Абсолютно нереально при той ситуации с бюджетом…» - видимо, у нас с членом ОП РФ несколько разное представление о «ситуации с бюджетом». Помнится, на 2020 год профицит бюджета рисуется более чем в 860 млрд рублей. Так вот, ежегодный расход на северные льготные пенсии – не съел бы и 20 части этого профицита (по расчетам Минтруда, сделанным при обсуждении такой инициативы еще в 2018 году).
В-четвертых. Просчитывал ли Игорь Шпектор затраты на сокращение количества лет для возможности получения квартиры за пределами Крайнего Севера и сравнивал ли с суммами на льготную пенсионную программу – остается загадкой.
Александр Кляшторин