В ходе нашей грандиозной двухдневной экспедиции по Вышневолоцкому району Тверской области мы посетили несколько старинных дворянских усадеб. Первая из них - Ивановское-Овсеево. В советское время здесь размещался дом отдыха "Голубые озера".
Такое романтичное название родилось благодаря расположению в красивейшем месте слияния двух озер: Сестрино и Волчино. В нулевые годы санаторий закрылся - и постройки начали разрушаться. Сохранившееся покажу, о владельцах и периодах жизни усадьбы расскажу. Получился супер-лонгрид, но я верю, что вы его осилите и дочитаете до конца 👇
Содержание статьи:
1. Первый владелец усадьбы - Иван Сназин. Усадебный парк и озёра. Храм и усыпальница. Отношения владельцев с крестьянами
2. Семья Сназиных-Тормасовых. Новые постройки в усадьбе. Род прервался
3. Теперь хозяйство ведет Гаслер. Пикантная ситуация. Новый дом. Не дом, а дворец. И в делах полный порядок
4. Совсем другие времена. Пришла и прошла война. Усадьба разрушается в мирное время
1️⃣Первый владелец усадьбы - Иван Сназин
Первым владельцем этого живописного имения был Иван Терентьевич Сназин (1774-1834), родом из этих мест. Фамилия Сназиных встречается в писцовых книгах Бежецкой пятины Новгородской земли (территория нынешней Тверской обасти) еще в 16 веке.
Сам Иван впервые в официальных документах упоминается в списках Гатчинского войска. Как оказалось, он служил при великом князе Павле Петровиче, вместе с графом Аракчеевым, тоже уроженцем Тверской земли. Наверняка они были знакомы и Алексей Андреевич мог замолвить словечко за своего земляка перед будущим императором.
Вот так выглядел юный Иван Сназин в период службы в Гатчине.
Сначала он числился в чине подпоручика одного из батальонов. Уже через три года назначен капитаном Гренадерского батальона, затем командиром роты Преобаженского полка. А еще спустя полгода произведен в генерал-майоры и в награду за добрую службу получил от императора 1000 душ мужеского полу и прекрасные земли Вышневолоцкого уезда.
Именно с именем Ивана Терентьевича и связано название Ивановское. Он строит усадьбу на этой, полученной в подарок от Павла I, земле, чуть в стороне от других семейных владений (Кода, Малое Козлово, Нестериха, Пасынково ). А приставка "Овсеево" сохраняется в память о поселении, находившемся неподалеку. Правда, на карте это село отмечено как "Авсеево".
Здания новой усадьбы были поставлены буквой "П", образуя внутренний дворик: в центре - двухэтажное здание, по бокам - флигели и хозяйственные корпуса. Некоторые постройки сохраняются и сейчас.
А вот главный дом сгорел в 2007 году.
❇️ Усадебный парк и озёра
От комплекса построек вниз к озерам ведет тропинка и каменная лестница со львами. Львы живы до сих пор, правда, выглядят не очень хорошо, надо бы их подлечить. Удивительно, что они абсолютно одинаковые, поэтому смотрят в одну сторону. Интересно, это такая задумка или просто из экономии их отлили по одной форме? ))
Львы здесь изображены величественными победителями: лапа каждого лежит на добыче - диком кабане. Таких львов-охотников вижу в первый раз. Обычно лапу лёвушки-стражники держат или на шаре, или - покровительственно - на маленьком львёнке.
По дорожке можно прогуляться до озера вдоль главного усадебного дома, который часто именуют дворцом или замком. О нем речь пойдет чуть позже. А пока полюбуемся на озеро.
Вот какая осенняя красота нас встретила. Жаль, что насладиться ей в полной мере не получилось из-за погоды. Собственно, по фото это очевидно: шёл дождь и поддувал неслабый такой ветер. А озеро было не голубым, как заманчиво обещает название дома отдыха, а свинцовым, как Балтийское море.
❇️ Храм и усыпальница
На берегу озера находился храм во имя Рождества Иоанна Предтечи - небесного покровителя хозяина усадьбы. Возле этого храма в семейном кирпичном склепе Иван Терентьевич был впоследствии похоронен.
Церковь не сохранилась до наших дней, разрушена в 1935 году, как и фамильный склеп. По некоторым сведениям, она строилась по проекту Карла Росси, а расписывалась Алексеем Венециановым. Здесь я не буду углубляться в историю храма, подробно о нём можно прочитать в статье Дениса Ивлева.
❇️ Отношения владельцев с крестьянами
Портрета Ивана Терентьевича Сназина пока мне не встретилось. А вот в воспоминаниях современников он остался жестоким и несправедливым барином:
Наказания, вынесенные крепостным, он лично приводил в исполнение - порол провинившихся. На всякие жалобы отвечал истязаниями, ссылкой на каторгу, в тюрьмы, отдавал в солдаты.
Когда я начала искать информацию о нем, набрела на хороший сайт "Тверская усадьба", где есть отдельная страница, посвященная Сназиным. И там представлен список дел о жестоком обращении с крестьянами в период с 1830 по 1836 годы.
- Отношения Тверского губернского правления к дворянскому собранию и губернского предводителя дворянства к уездному о запрещении вышневолоцкому помещику Сназину, судимому за незаконный сбор денег с сотских, занимать выборные должности. 1830 г.- ГАТО. Ф. 59. Оп. 1. Д. 1121. 2 л.
- Дело о расследовании обвинения вышневолоцкого помещика отставного генерал-майора Сназина в противозаконном управлении имением и жестоком обращении с крестьянами. 1831-1836 гг.- ГАТО. Ф. 59. Оп. 1. Д. 1167. 25 л.
- Дело о недостойном поведении генерал-майора Сназина в управлении крестьянами. 1832 г.- ГАТО. Ф. 513. Оп. 1. Д. 8. 17 л.; Д. 9. 6 л.
Оказывается, Иван Терентьевич - правонарушитель и тиран. Когда открываются нелицеприятные факты о людях, думается: может, и справедливо, что их наследие постигает такая участь? Обраточка прилетает, так сказать.
Вообще мне ни один из владельцев этой усадьбы не показался симпатичным и на то есть свои причины.
Недостойные дела отца продолжил и сын Павел (1815-1883), что также отражено в документах:
- Дело о рассмотрении жалобы крепостных крестьян на жестокое обращение с ними помещика Павла Ивановича Сназина. 1856 г.
У Ивана Терентьевича было пятеро детей: Николай (1802—1821), Капитолина (1805—1854), Александра (1810—1859), Павел (1815—1883), Алексей (1818—1874).
Имение Ивановское унаследовал старший из живых на тот момент сын Павел. Напомню, что умер Иван Терентьевич в 1834 году. Дочерям достались другие земли. И тут случилось неожиданное: крестьяне устроили бунт против новых молоденьких хозяев. Капитолине было 29 лет, а Александре 24 года, Павлу 19, Алексею 16. В частности, такое восстание было в селе Котлован, где мы тоже побывали во время нашей экспедиции.
2️⃣ Семья Сназиных-Тормасовых
От двух браков у Павла Ивановича было трое детей.
- От первой супруги Джемимы Иосифовны Поль-Карью (интригующее имя, любопытно, кем она была и как познакомилась с будущим супругом):
- сын Иван (1843-1866). Он скончался в 1866 году в Пятигорске, в возрасте 23 лет. Активных боевых действий в тот год не велось, юноша повторил судьбу Лермонтова - погиб на дуэли. Мамы он лишился двухлетним малышом. Такая вот трагическая судьба.
2. От второй супруги Елизаветы Дмитриевны Власовой (1830):
- дочь Софья (1848-1904), названа в честь бабушки. Вышла замуж за Владимира Федоровича Гаслера. Унаследовала все состояние отца.
- сын Павел (1850-1876). Был холост, детей не имел, так же, как и старший брат, погиб на дуэли - в Ницце.
С 1851 года Павел Иванович стал носить двойную фамилию: Сназин-Тормасов. Это было позволено Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета в январе 1851 года, также разрешалось соединить гербы двух родов.
Я пыталась найти этот герб, но оказалось, что он не был внесен в Общий гербовник и не сохранился.
Герб Тормасовых нашелся. Описание здесь. А это он сам:
Мне стало интересно, что могло побудить 36-летнего помещика обратиться к Госсовету с просьбой о присвоении второй фамилии? Сама собой напрашивается версия, что жена его происходила из рода Тормасовых.
Но известно, что в Отечественную войну 1812 года одним из сослуживцев Ивана Терентьевича был Александр Петрович Тормасов. Возможно, семьи были знакомы и поддерживали общение. У Тормасовых имения находились в том же районе: села Артемьево, Тормасово-Комарно, деревни Собакино, Феньково, Захарово.
Поиски привели меня на сайт MyHeritage, где я и обнаружила следующую цепочку родословной: у Александра Петровича был брат Петр, одна из дочерей которого - Софья - мать Елизаветы Дмитриевны, жены Павла Ивановича. То есть, супруга Сназина приходилась сослуживцу его отца внучатой племянницей, кажется, так.
Для чего объединять фамилии? Может быть, для получения прав на владения? В 1847 году Павел Иванович описывает свои имения для получения ссуды в Санкт-Петербургском опекунском совете.
- Описание имения Пасынково П. И. Сназина, составленное для получения ссуды в С.-Петербургском опекунском совете 4 дек. 1847 г.- ГАТО. Ф. 59. Оп. 1. Д. 2427. Л. 2-2 об.
- Описание имения Захарово, Кода, Нестериха П. И. Сназина, составленное для получения ссуды в С.-Петербургском опекунском совете 8 дек. 1847 г.- ГАТО. Ф. 59. Оп. 1. Д. 2427. Л. 4-4 об.
- Описание имения Малое Козлово П. И. Сназина, составленное для получения ссуды в С.-Петербургском опекунском совете 8 дек. 1847 г.- ГАТО. Ф. 59. Оп. 1. Д. 2427. Л. 3-3 об.
Вполне допустимо, что у Павла Ивановича были финансовые сложности или просто необходимы были средства для вложения в какое-то дело. Пока мне не встретились сведения о какой-либо коммерческой деятельности П.И.Сназина.
❇️ Новые постройки в усадьбе
Деньги могли понадобиться и для расширения и обустройства усадьбы под нужды растущей семьи. В 1840-1870 ее гг. было построено несколько кирпичных зданий, три флигеля, конюшня, оранжерея, трехэтажный дом (позднее перестроен Гаслером).
Говорят, что недалеко от усадьбы работал небольшой кирпичный завод. Только непонятно, принадлежал ли он Сназиным.
Кроме новых построек, был установлен еще и мост через протоку между озерами. Описание моста можно прочитать на сайте турбюро "Одиссей".
... мост на быках из красного кирпича, по бокам которого размещались по 2 павильончика (беседки) с каждой стороны. Этот мост назвали Красным, потому что, как видно на старинной фотографии, по обеим сторонам его стояли по два столба из красного кирпича (всего 4 столба).
Он обрушился под грузовой машиной примерно в 1991-92 году. Администрация Дома отдыха не стала его восстанавливать специально - чтобы не было транзитного движения автотранспорта через территорию Дома отдыха. Сделали взамен пешеходный мостик.
Иронично, что цвет опор нового моста тоже красный.
❇️ Род прервался
Павел Иванович прожил достаточно долгую жизнь. С его кончиной связана легенда о том, что он организовал свои фиктивные похороны, "хоронили" его в закрытом гробу и якобы, когда после Революции его склеп вскрыли, то он оказался пустым, а сам Сназин инкогнито доживал свой век в Петербурге.
Прям детективная история. А зачем такие сложности? Опять-таки по легенде, после отмены крепостного права зол очень был на Государя, всячески критиковал манифест, и после убийства Александра II попал, что называется, в зону риска, т.к. арестовывали всех, кто высказывал малейшее недовольство реформами.
Поскольку оба сына покинули этот мир гораздо раньше Павла Ивановича, все состояние, в т.ч. имение Ивановское, унаследовала дочь Софья.
А род Сназиных-Тормасовых к началу 20 века прервался и по мужской линии - со смертью его начальника, т.к. обоих наследников он лишился, и по женской - дочь его детей не имела.
3️⃣ Теперь хозяйство ведет Гаслер
Софья вышла замуж за управляющего имением, рачительного хозяина Владимира Федоровича Гаслера. Где и как они познакомились, точно не известно. По одним данным, он жил в имении еще при батюшке и был назначен управляющим Ивановского. По другим сведениям, уже после смерти отца Софья Павловна дала объявление в газету о поиске помощника, и на это объявление откликнулся молодой красивый немец (пл другим данным, голландец).
Кстати, и в венах самой Софьи Павловны текла немецкая кровь, её бабушка - супруга Ивана Терентьевича Сназина, Мария Ивановна фон Штейн (ум.1822), была немкой.
Вот только брак Софьи Павловны и Владимира Федоровича оказался весьма странным. Меня эти пикантные подробности насторожили еще на экскурсии.
❇️ Пикантная ситуация
Владимир Федорович оказался настолько любвеобильным, что дети у него появились не от законной супруги, а от её экономки Машеньки, девушки симпатичной, но простой по происхождению. Читаем:
Софья Павловна крестила Машу, взяла её к себе в дом, обучила грамоте и благородным манерам поведения в обществе. Маша была красивой и умной, с твёрдым характером, поэтому не удивительно, что случилось так, что Владимир Фёдорович тоже полюбил Машу... И у них стали появляться внебрачные дети.
Какая прелесть, не правда ли? Для любовницы было выстроено имение "Отрадное" недалеко от Ивановского, она жила там вместе с детьми, все обо всем знали и, видимо, всех все устраивало.
Высокие, высокие отношения.
И дом-дворец Гаслер строил уже со второй супругой, той самой Машенькой. Он женился на ней после смерти Софьи Павловны.
❇️ Новый дом. Не дом, а дворец
Почти во всех источниках датой окончания строительства дворца указан 1912 год. Однако по воспоминаниям дочери Гаслера, Елены Владимировны Шидловской, окончательно дворец был готов только к Рождеству 1914 года.
В большой столовой была установлена елка до самого потолка, ее можно было украшать с лестницы, ведущей на 2-ой этаж и с галереи.
Елена Владимировна, конечно, оставила прекрасные воспоминания о своем детстве в этой усадьбе. Благодаря им можно приблизительно представить, какие были интерьеры.
... столовая, буфетная, папин кабинет с камином, библиотека, детские спальни, классная комната...
На плане 2-го этажа большой зал с высокими стрельчатыми окнами. В углу отчерчено место, где написано: здесь стоял рояль Рубинштейна. Из зала вели выходы: в холл, в кабинет, на галерею над столовой, на открытую веранду, на балкон над зимним садом.
Зимний сад на южной стороне дворца был полностью, включая крышу, застекленным. В центре – фонтан, и точно расписано - где что росло: лавр благородный, пальмы, олеандр, розы.
А теперь нет ни зимнего сада с фонтаном, ни кабинета с камином, ни библиотеки, ни большого зала с роялем. Лишь руины.
Что-то не встретилось ни разу упоминание архитекторов, которые строили усадьбу. Ни во времена Сназиных, ни при Гаслере. Дом-дворец, понятно, в новомодном стиле перестраивали. Получилась смесь модерна и готики, очень необычно для средней полосы России и для нашей меланхоличной природы. Но кто автор? Вот в чем вопрос.
❇️ И в делах полный порядок
Хозяйство Гаслеров процветало. Ещё из воспоминаний Елены Владимировны:
К 1917 г. в хозяйстве имелись: пахотные земли, пастбища, сенокосные угодья, три фруктовых сада, лесные угодья, цех по переработке леса, 50 лошадей выездных и рабочих, кузница, 100 симментальских коров – трехведерниц, цех по переработке молока, теплицы и оранжереи. Выращенные в оранжереях клубника и виноград в специальных ящичках отправлялись в Елисеевский магазин С-Петербурга.
Если отвлеченно посмотреть, то, мягко говоря, ситуация вырисовывается некрасивая: управляющий женился на богатенькой хозяйке, завел любовницу, нарожал с любовницей детей, после смерти жены завладел имением и жил в нем с бывшей любовницей и их детьми. Ну, такой себе герой.
Кстати, вот они, красавцы:
4️⃣ Совсем другие времена
Планомерно уничтожать усадьбу начали сразу после Революции. Здесь разместили коммуну, потом какой-то колхоз. Чего только не повидали эти стены.
Говорят, что крестьяне первые годы даже ходили к Гаслеру в Вышний Волочек (ему удалось устроиться в Земельный отдел исполкома) спрашивать совета, как лучше поделить его имение или что делать с лесом, который они с дуру спилили, не найдя покупателей.
Из воспоминаний инженера-строителя И.М,Старовсветского, в 1937 году приехавшего в Ивановское с бригадой для организации дома отдыха для Московского мясокомбината имени Микояна:
"Все жилые дома были полностью разрушены, кроме стен. В барской столовой совхоз устроил стойла для содержания телят, ягнят. В помещении зала приемов на втором этаже на паркетном полу совхоз устроил стойла для опоросившихся свиней с поросятами".
И вот как обустроили территорию к концу 1930-х годов:
Владимира Федоровича к этому времени уже не было в живых. В 1918 году он оставил все своё имущество крестьянам и пешком ушел в Вышний Волочек, где прожил несколько лет. В 1923 году с семьей переехал в Петроград. Умер в 1934 г. и был похоронен на Смоленском кладбище. Супруга, Мария Ефремовна, умерла во время блокады в Ленинграде, похоронена на том же кладбище, в братской могиле.
❇️ Пришла и прошла война
В Великую Отечественную в Ивановском располагался госпиталь 6-ой Воздушной Армии и подсобное хозяйство полностью обеспечивало госпиталь продуктами питания.
Ну, а после войны опять начал функционировать дом отдыха. С 15 июня 1945 года сюда снова потянулись отдыхающие. Вот несколько фотографий более-менее счастливого периода в истории усадьбы.
Какая красота! Глаз радуется! Трудно поверить, но сейчас на месте этих партеров - почти непроходимый лес. А прошло не так уж много времени. Хотя, полвека - достаточный период для роста крупных деревьев.
❇️ Усадьба разрушается в мирное время
По словам Алексея Крючкова, с началом "перестройки" "Голубые озёра" были фактически приватизированы от профсоюзов через создание ООО "Тверькурорт". Дом-замок в начале 1990-х был закрыт на ремонт, на который не хватило средств. Дворец медленно деградирует и разрушается уже почти 30 лет!
Но в начале 2007 года заказы по линии соцстраха были ещё раз урезаны, и в марте три владельца ООО "Санаторий Голубые озёра" продали его зарегистрированному в Московской обл. ООО "Стройинновация" за 30 миллионов рублей. При этом продали вместе с жилым фондом, забыв проинформировать об этом жителей... Ну, вроде как поместье с крепостными продали. Тогда же, видимо не случайно, сгорел и архив санатория.
Все усугубилось после кризиса 2008 года. Появились долги, в санатории отключили электричество, перестала работать котельная. Дом отдыха обанкротился, реставрация дворца так и не началась. Процесс разрушения скоро станет необратимым.
На этом фото видно, что с права пристроен деревянный флигель, от которого остались только следы на кирпичной стене.
Крыши нет
Дом стоит незапертый, без охраны и продолжает растаскиваться. Жалко.
Другие рассказы о Тверской области здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал . Благодарю за внимание!