16 октября 1988 года по Центральному телевидению начали показывать историю жизни бразильской рабыни Изауры дус Сантус. Во время эфира улицы пустели, взрослые граждане стали называть дачи «фазендами», а дети разучивали на пианино заглавный саундтрек из «Рабыни Изауры». Советская поп-культура изменилась навсегда — в ней укоренилось «мыло». Вспоминаем знаковые телепроекты в цифрах.
1986 год
Технически первым сериалом, показанным в Советском Союзе, стал итальянский «Спрут». Театральный актер Микеле Плачидо рассчитывал, что рассказ о том, как комиссар Коррадо Каттани борется с сицилийской мафией и коррупцией внутри системы, уложится в один сезон — актер не хотел участвовать в «телемыле». Но когда стало понятно, что каждую серию «Спрута» смотрит примерно 20 миллионов итальянцев, сериал решено было продлить. «Во время переговоров о четвертой части я сказал: все, Каттани должны убить», — говорил Плачидо.
По словам актера, сначала продюсер чуть не убил его самого за предложение, но позже сдался. В конце четвертого сезона Каттани расстреляли. После показа этой серии советские женщины завалили посольство Италии возмущенными письмами, а Микеле Плачидо стал частым гостем в России. В 1991 году он сыграл советского майора Михаила Бандуру в фильме Владимира Бортко «Афганский разлом», в 2006 — признавался, что полюбил «Бригаду» и «Бандитский Петербург», а в 2017 неожиданно получил на Московском кинофестивале премию «За достижение вершин актерского искусства».
3 000 долларов
Столько стоила одна серия латиноамериканского телесериала в конце 1980-х — начале 1990-х. В безрекламные времена советского и чуть постсоветского телевидения это было то, что нужно. Поэтому сначала мы посмотрели «Рабыню Изауру», «Богатые тоже плачут» и «Тропиканку», а потом — в 1997 году — «Скорую помощь» (она стоила дороже).
30 ролей
Мексиканскую золушку Марианну Вильяреаль, ее антагониста — богачку Эстер, приемную дочь Марианны Марисабель и еще 27 персонажей озвучила в сериале «Богатые тоже плачут» российская актриса Людмила Ильина. «Помните, у дочки Марисабель была маленькая собачка? — вспоминает Ильина в интервью „Вечерней Москве“. — Меня попросили: „Ну-ка, попищи!“. Попищала и за собачку».
1493 эпизода
Всего в «Санта-Барбаре», стартовавшей на канале РТР (нынешний «Россия 1») почти одновременно с «Богатыми» на ОРТ, было 2137 эпизодов. В день снималось 43 минуты экранного времени — это очень много — и актеры не только часто спали прямо на площадке, но и менялись в течение сериала. Шесть СиСи и шесть Брэндонов Кэпвеллов, четыре Сантаны, столько же Мейсонов и Келли — почти все актеры после «дембеля» из «Санта-Барбары» публично вздыхали с облегчением. Кроме Эя Мартинеза, сыгравшего Круза Кастильо — он снялся в 1493 эпизодах (для проекта такое постоянство было рекордом). Покидая сериал, актер написал коллегам прочувствованное письмо о том, что «„Санта-Барбара“ освещает жизни миллионов людей, отвлекает их, успокаивает и дарит им хорошее настроение».
0 лекций
Во французском молодежном сериале «Элен и ребята» Элен, Николя, Этьен, Кати, Лили, Джоанна и другие студенты учатся на фантастическом факультете: за 280 серий проекта ни одного из героев не показывают в аудитории или за партой.
Действие происходит в спортзале, кафе, комнатах в общежитии, гараже для репетиций, оклеенном плакатами The Doors, и никогда — на лекциях. «Герои идут к успеху, не встречая на пути проблем с родителями, безработицы, иммигрантов из Африки, преподавателей, людей из внешнего мира и неблагополучных районов, путешествий и, в конечном счете, — будущего», — писал о проекте журнал Les Lettres Françaises, и это была далеко не самая жесткая рецензия. В России начала 1990-х тот факт, что герои-студенты не учатся, не мешал зрителям обожать их (тем более что жесткие сцены, — например, ту, в которой Элен накачивают наркотиками, в российской версии перемонтировали).
50 градусов
Бразильский сериал «Клон» был снят с размахом: в Рио-де-Жанейро для съемок отстроили павильон площадью 830 квадратных метров, натурные съемки проходили в пяти марокканских городах и пустыне Сахара. «Мы арендовали караван из 25 верблюдов с сопровождающими его 12 бедуинами, — рассказывал режиссер проекта Жайме Монжардим. — Снимали по 10 сцен в день». Две камеры не выдержали 50-градусной жары и расплавились — но киностудия Globo покрыла расходы. На «Клон» сделали большую ставку — каждая серия стоила 50 000 долларов. Расходы окупились — историю Жади и Лукаса купили телекомпании в 90 странах мира, а в России показывали трижды.
3 претендентки
Когда Шеннон Доэрти надоело играть Бренду Уолш, создатели «Беверли Хиллс 90210» стали подыскивать ей замену. На роль очередной новенькой — испорченной девчонки Вэлери Мелоун — приглашали Дрю Бэрримор, Алисию Сильверстоун и Алиссу Милано. Все трое отказались, заявив, что хотят сосредоточиться на ролях в большом кино. Роль досталась 19-летней Тиффани Тиссен.
Кстати, описание жизни золотой молодежи голливудского ПГТ открыло миру Даррена Старра — «Беверли Хиллс 90210» вышел в 1990 году; позже шоураннер создал еще несколько хитовых и густонаселенных миров: «Мелроуз плейс», «Секс в большом городе» и «Юная».
2 часа
Такой хронометраж должен был быть у проекта «Скорая помощь». После съемок фильма «Парк Юрского периода» автор одноименной книги Майкл Крайтон дал Стивену Спилбергу прочитать другой свой сценарий. Зарисовки о работе неотложной помощи Крайтон написал после окончания Медицинской школы Гарварда в 1974 году. Спилберг в 1994-м пришел в восторг, и вскоре двухчасовой пилот по сценарию 20-летней давности был готов. Затем «Скорую помощь» удлинили до шести серий, а после, когда телеканал NBC поставил его в вечерний прайм, можно было не волноваться за его будущее: всего отсняли 331 эпизод.