Найти тему
Уфамама

Жизнь без школы

Можно ли не ходить в школу?
Можно, но не все об этом знают. Как и я когда-то. Когда я столкнулась с этой задачей, любая информация была важна для меня, поэтому сегодня я делюсь ей с вами, дорогие читатели. В частности, тем опытом, который наша семья получила, выбрав три года назад
не формальное образование, а семейное.

Противники семейного обучения обычно говорят, что семейную форму выбирают родители, которые сами терпеть не могли учёбу в школе. Не буду отрицать, ВУЗ мне понравился гораздо больше. Особенно тем, что никто за нами не бегал, и мы сами могли распоряжаться своим временем (насколько это было возможно в медицинском университете). Но здесь главное другое...

Если вы хотя бы раз бывали на школьной линейке 1 сентября, наверняка замечали, как сильно разнится поведение детей. Одни замирают от страха и/или неожиданности, напоминая восковую фигуру из музея, другие не могут и пары минут на месте устоять. Разве можно их всех подогнать «под одну гребёнку»? Кому-то подходят занятия по 45 минут, но большинству требуется более индивидуальный подход. Такую важную сферу деятельности, как образование, я не хотела отдавать на волю случая.

В обычной школе мы лишены возможности выбирать учителей, и совершенно немыслимо было бы влиять на учебные дисциплины. По русскому языку сын немного отстаёт от своих сверстников, он до сих пор осваивает программу второго класса, а вот по математике ушёл далеко вперёд и даже готовится к городской олимпиаде в этом году.

Так уж принято считать, что "полноценная социализация" возможна только в школе. На мой взгляд, совсем наоборот. Ученики классической школы общаются преимущественно в своём классе, все дети одного возраста (плюс-минус год). Помимо занятий дома, сын ходит к педагогу три раза в неделю на пять часов. Он занимается с детьми и все они из разных классов. Помимо этого, он посещает шахматы, рисование, борьбу, бассейн (зимой), виндсёрфинг (летом), английский и лего–класс. Все занятия выбирает сам по интересам.

С первого класса сын ездит на автобусах самостоятельно. Пару раз в неделю он уходит из дома в 8 утра и возвращается спустя 12 часов. Он хорошо ориентируется в городе, во времени, автобусных маршрутах, может купить себе обед в столовой, попросить позвонить, если закончатся деньги на телефоне. Он любит читать потому, что никто никогда не заставлял его это делать. У него большой словарный запас, и он легко находит общий язык с людьми разного возраста.

Наша семья избавлена от школьной формы, справок от педиатра (впрочем, сын не болеет вообще), гонок за оценкамии опозданий на уроки. Мы можем планировать свой отпуск, когда хотим, без привязки к школьным каникулам. Всё это нас не расхолаживает, наоборот, мы стали более собранными и ответственными. И еще, очень сплотились благодаря этому.

Я долго думала, что написать про минусы семейного образования и просто не нашла их пока. Не все наш выбор понимают, даже среди родственников, зато мы нашли много единомышленников в этой среде. Это всё очень отзывчивые, тёплые люди.

Если тема была интересна, пишите в комментариях, о чём ещё рассказать в следующих постах? И много ли среди читателей этого блога СО-ников??

П.С. Экзамены сдаются в начальной школе онлайн один раз в год. Аттестат абсолютно обычный, как у всех. Перед школой мы решили закончить на СО только началку, а дальше смотреть по ситуации, но уже сейчас понимаем, что в обычную школу сын уже точно никогда не пойдёт.

Автор статьи: детский психолог, психотерапевт Людмила Якупова.

Другие статьи этого автора на Уфамаме:

Как устроены наши дети.
Про слёзы и адаптацию.
Искусство быть счастливым.
Как поднять самооценку?
Как говорить с детьми о сложном? 18+