Как можно охарактеризовать человека, который прошел мимо? Равнодушный? Бессердечный? Бесчувственный? Безучастный?
Уголовное дело в отношении Бештоевой Людмилы Викторовны и Зуйковой Елены Викторовны поступило в Прикубанский районный суд города Краснодара в марте 2018 года.
Несколько раз рассмотрение откладывалось по причине тяжелого заболевания 56-летней Бештоевой, что подтверждено медицинскими заключениями. Так указано на официальном сайте суда. Один раз и судья оказалась больна. В итоге разбирательство длилось более года.
Наконец, 10 июля 2019 года судья Светлана Борисовна Бостанова вынесла обвинительный приговор. Последняя часть оглашения, когда Бештоева упала без сознания, попала в средства массовой информации.
Сейчас Бештоеву защищает краснодарский адвокат Аванесян Алексей. Согласно его сообщению в Facebook, при первой беседе подзащитная рассказала, как судья предоставила последнее слово, не дождавшись защитника, хотя Бештоева очень просила не начинать без него судебное заседание. Через 35 минут после последнего слова, которое произносилось без адвоката, федеральный судья Бостанова стала оглашать приговор. Как говорит Бештоева, в зал вошли конвоиры, она очень испугалась и потеряла сознание.
Что было дальше, можно узнать из видеоролика. Может, кого-то он и оставит равнодушным, кто-то даже позлорадствует, мол, так тебе и надо. Но лично меня происходящее на видеозаписи не оставило безразличной. Меня, как и многих других людей, просмотревших оставшуюся часть судебного заседания в интернете, поразило поведение судьи.
К упавшей Бештоевой сразу бросился молодой человек, ее сын, и стал бить по щекам. Пытался привести в чувство и постоянно звал: «Мама, мама!». Судья Бостанова сделала вид, что ничего не происходит, и никак не реагировала. Невозмутимо продолжила читать приговор, перейдя к назначению наказания в виде лишения свободы. Видимо, она считает, что самой подсудимой не нужно слушать, к каким выводам пришел суд. Оклемается – сама почитает. А также сама себе разъяснит порядок обжалования. И сама у себя спросит, понятен ли ей приговор.
Согласно ст. 243 УПК РФ председательствующий руководит судебным заседанием, обеспечивает соблюдение распорядка.
Уголовно-процессуальный кодекс не запрещает судье отвлечься от оглашения приговора и дать указание оказать медицинскую помощь больному человеку, который находится в зале судебного заседания. Тем более, что самостоятельно судья не может дать оценку реальному состоянию здоровья и необходимости срочной госпитализации. У него для этого нет специальных познаний.
Наоборот: судья должен вмешаться, поскольку согласно ст. 310 УПК РФ «председательствующий провозглашает приговор. Все присутствующие в зале судебного заседания, включая состав суда, выслушивают приговор стоя».
После провозглашения приговора судья разъясняет порядок его обжалования всем участникам процесса, особенно подсудимой, предполагая, что она приговор услышала.
Но подсудимая упала. И лежит без сознания.
Произошло нарушение порядка провозглашения приговора, предусмотренного законом. Подсудимая уже не выслушивает его стоя. Мало того, она вообще не слушает приговор. Она лежит без сознания.
Лично мне кажется, что помимо врачебной помощи Бештоевой необходимо было обеспечить право выслушать приговор, который зачитывает судья. А судья первым должен отреагировать на упавшую без сознания подсудимую и принять меры не только к оказанию ей помощи, но и к обеспечению ее прав, предусмотренных уголовно-правовым законодательством.
Но нет.
Судья почему-то не реагирует на нарушение процедуры оглашения приговора. Почему она продолжает читать? Почему не дает указание вызвать медицинскую службу и оказать первую помощь? На этот вопрос у меня ответа нет. На него может ответить только судья. Но Бостанова в средствах массовой информации никак не прокомментировала свое поведение.
Огласив приговор, она спросила: «Где скорая?». Кто-то из зала ответил, что скорую вызвали. Сама к лежавшей на полу подсудимой она не подошла. Мимоходом посмотрев на Бештоеву, судья неторопливо вышла из зала, явно не желая иметь к больной женщине никакого отношения.
Помимо сына, Бештоевой оказал помощь судебный пристав – не смог просто стоять рядом и не обращать внимания. Он налил кружку воды и брызгал женщине на лицо.
Поскольку федеральный судья не распорядился иначе, покинув зал судебного заседания и отрешившись от дальнейшей судьбы осужденной к лишению свободы, чтобы взять Бештоеву под стражу сотрудники конвоя стали выгонять всех, кто помогал упавшей. Хотя врачи к тому моменту еще не приехали.
В дальнейшем Бештоева поясняла адвокату Аванесяну, что перенесла первый микроинсульт еще в ходе следствия. В зале судебного заседания у нее случился приступ и парализовало всю левую часть лица и тела. Через два часа в больнице ей надели наручники.
В настоящее время Бештоева Людмила Викторовна лишена свободы и находится в следственном изоляторе.
Общественный защитник Николай Небаевский сообщил интернет-изданию Russian Deadline, что Бештоевой не оказали надлежащую медицинскую помощь и кинули в камеру. 11 августа уже в СИЗО у нее повторился микроинсульт. Уже написаны жалобы на судью и медперсонал.
Краснодарских адвокатов эта ситуация не оставила равнодушными.
11 октября адвокат Алексей Аванесян предложил краснодарским защитникам присоединиться к группе адвокатов, которые будут защищать Бештоеву Людмилу в апелляции в ходе Pro bono проекта «Право 45». Он считает, что приговор должен быть отменен по одному тому основанию, что был оглашен, когда сама подсудимая находилась без сознания.
Журналистов эта ситуация тоже не оставила безучастными. Именно редакция White News попросила меня прокомментировать оглашение приговора судьей Бостановой, пока подсудимая находится без сознания.
Оставит ли эта ситуация безразличными судей?
Кодекс судебной этики устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях (ст. 1.1).
Судья обязан руководствоваться принципами и правилами поведения, установленными общепринятыми нормами морали и нравственности (ст. 4.2), способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо ( ст. 4.3).
В ст. 6.1 Кодекса указано, что судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, в любой ситуации избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.
Судья зачитывает приговор, когда подсудимая упала в обморок и ей не оказана медицинская помощь, а после покидает зал судебного заседания, не огласив приговор самой подсудимой и не разъяснив ей права.
Такая реакция суда вряд ли укрепляет доверие общества к судебной системе, уверенность в компетентном, беспристрастном и справедливом правосудии. Авторитет судебной власти в очередной раз под огромным вопросом.
Какими общепринятыми нормами морали и нравственности руководствовалась судья Бостанова?
Являются ли они высоким стандартом морали и нравственности?..