Найти в Дзене
Алекс Стюарт

Казанцев Владимир Гавриилович

Здравствуйте друзья сегодня хочу вас познакомить с уральским живописцем - пейзажистом Казанцевым Владимиром Гаврииловичем (1849 года, г. Екатеринбург Пермской губ.— 8.09.1902, Полтава), живописец, график, академик живописи (1894).

Владимир Казанцев относится к числу несправедливо забытых художников, без которых история русского искусства представляется далеко не полной. Сведения о нём носят отрывочный характер.

            Родился художник на Урале, в Екатеринбурге, в семье золотопромышленника Г.Ф. Казанцева. Казанцев Владимир Гавриилович по своему происхождению относится к древнему роду Муромских иконописцев, которые работали в Благовещенском монастыре с семнадцатого по восемнадцатые века.  Род Казанцевых является типичным родом представителей верхних слоев уральского и екатеринбургского купечества, они свое происхождение берут от беглых крестьян староверов Подмосковья. Путь их на Урал был долгим. Сначала они обосновались на реке Керженец в  селе Семеново Нижегородской губернии. Но в начале 19 века власти разгромили разросшееся старообрядческое селение. И Казанцевым пришлось бежать дальше, на Уральские заводы. Многие старообрядцы с Керженца  бежали на Урал, потому что заводовладельцам не хватало рабочих рук, и они покровительствовали гонимым староверам. В связи  с тем, что на Урал бежало очень много поселенцев с Керженца, с той поры на Урале старообрядцев называли «кержаками».  Здесь Казанцевы обосновались в деревне Становой, которая находится близ Шарташа. В то время район вокруг озера входил в отдельную  Шарташскую волость, которая была заметным очагом предпринимательской деятельности крестьянства. Казанцевы остались государственными крестьянами и не были приписаны ни к какому из заводов.

На Урале. 1888
На Урале. 1888

На Шарташе земель для всех не хватало, поэтому они и занялись предпринимательством. К тому же Екатеринбург, в котором можно было заниматься торговлей, был рядом.  Казанцевы появились на Урале до основания Екатеринбурга (1723), а к концу 18 века они уже стали обладателями солидных капиталов. Дед будущего художника Фома Федотович был крупнейшим салоторговцем, в течение шести лет являлся городским головой Екатеринбурга. Он один из первых застолбил выгодные участки обнаруженного в Сибири золота и вскоре стал первым в ряду российских золотопромышленников. Отец художника, Гаврила Фомич, владел уже десятком золотых приисков. Как и во всех больших городах Сибири, молодое поколение купцов Казанцевых, к которому относился будущий художник, устремлялось в столичные университеты за высшим образованием. Родные братья Гаврила Гаврилович и Владимир Гаврилович числись уже не купцами, а «потомственными почётными гражданами».

Морозная ночь. 1884
Морозная ночь. 1884

      Владимир по окончании курса в местной гимназии учился в Московском университете на юридическом факультете, который окончил в 1870 году. С 1871 по 1874 год он состоит кандидатом на должность судебного следователя в Перми, затем живёт в родном Екатеринбурге. В 1880-м Казанцев решительно меняет свою судьбу, поступив в Петербургскую академию вольноприходящим учеником. Руководителем пейзажного класса, в котором занимался Казанцев, был М. Клодт, влияние которого отчётливо прослеживается в творчестве художника, особенно в эпических произведениях. Его непосредственный педагог – профессор пейзажной живописи В. Орловский, автор академических пейзажей с жанровыми мотивами.Творческий путь художника длится два десятилетия – 1880–1890-е годы. Но за это время В. Казанцев написал живописные полотна и этюды, акварели, которые проникнуты его мыслями, чувствами и на которых запечатлены разные уголки России – от Карелии до Чёрного моря и Урала.В 1880–1890-е годы Казанцев создаёт целый ряд небольших пейзажей, подкупающих простотой сюжетов (уголок парка, заросшая аллея, пейзаж с тихой рекой) и тонким поэтическим звучанием.

Конец лета. 1880
Конец лета. 1880

-5

      1880-е годы, если судить по немногим сохранившимся произведениям, – наиболее плодотворный период творчества В. Казанцева. В коллекции иркутского музея более 10 работ этого времени. Среди них пейзажи его ученического периода («Пейзаж с рекой», 1881; «Лесная дорога», 1882), в которых чувствуется творческое «я» художника как лирика. С этого времени все написанные произведения В. Казанцева экспонировались на академических выставках.

Водопад Кивач
Водопад Кивач

На реке. 1897
На реке. 1897

Путешествуя по городам России, художник изучал природу севера, юга, средней полосы и вновь возвращался на родину – на Урал. Ему посвящен целый ряд работ В. Казанцева: «На Урале», «Скалистый берег», «На реке», а также картина «На полустанке» («Зимнее утро на Уральской ж. дор.» – так она значится в каталоге В. Сукачёва). Пейзаж был написан в 1890-е годы, в этот период Казанцев получает звание художника 1-й степени, а через некоторое время – звание академика.

Зимний пейзаж
Зимний пейзаж

На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге. 1891
На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге. 1891

       Картина «На полустанке» продолжает серию видовых пейзажей 1880-х годов, хотя сам сюжет и колористическое решение выделяют её среди всех произведений художника. На сравнительно небольшом полотне Казанцев сумел создать ощущение бескрайних зимних просторов своей малой родины. Светлый фон высокого неба и узкой полоски снега словно прорезан железнодорожными рельсами, убегающими влево от зрителя. На втором плане изображены готовый к отправке пассажирский состав, станционная будка, строения, маленькие фигурки людей. Возможно, это один из первых индустриальных пейзажей XIX в. К концу 50-х годов XIX в. относятся первые проекты о проведении железных дорог через всю Сибирь до Великого океана. Проекты по строительству Уральской железной дороги были предприняты в интересах, главным образом, уральской горнозаводской промышленности. В связи с этим в начале 70-х годов была командирована на Урал особая правительственная комиссия для выяснения на месте направления дороги, наиболее соответствующего нуждам уральской горнозаводской промышленности и cибирского транзита. В 1878 году была открыта Уральская дорога (от Перми до Екатеринбурга). Не случайно именно это полотно приобрёл в Петербурге иркутянин В. Сукачёв, мечтавший, как и все его земляки, о железной дороге для родного города. В Иркутск первый поезд пришёл лишь в 1898 году. А предложение о строительстве железной дороги от Урала до Забайкалья было высказано в 1886-м генерал-губернатором Восточной Сибири А.П. Игнатьевым.

Последние годы жизни (с 1896 года) В. Казанцев постоянно жил в Полтаве, где и были написаны его последние произведения. Казанцев был членом нескольких художественных объединений. Как живописца и акварелиста его можно было отнести к той плеяде цельных русских пейзажистов, которым на протяжении всего творческого пути удалось сохранить в этом жанре гармонический образ русской природы и народного чувства в ней, поэзию обыденного. Вместе с тем его произведениям не чужды романтические мотивы, окрашивающие даже его эпические композиции, а также тонкая лирика, звучащая в его камерных пейзажах.

Туманное утро
Туманное утро

        Картины Казанцева имеют большую художественную ценность и находятся в Государственном Русском музее (Ленинград), Свердловской картинной галерее, Пермской художественной галерее и в Иркутском художественном музее. Они принадлежали  Вере Яковлевне Казанцевой и были переданы ею представителям Красной Армии в поселке Иннокентьевском в январе 1920 года, после окончательных боев за Иркутск. 

-11

    Усадьба Казанцевых сохранилась до настоящего времени. В иркутской коллекции есть небольшая картина «Сад в дожде» (хотелось бы посмотреть), на которой изображён угол каменного трёхэтажного особняка с балконом, обвитый зеленью и окружённый цветущей клумбой.  Комплекс усадьбы купцов Казанцевых был возведен в 1820-1824 годах по проекту архитектора Михаила Павловича Малахова. Первоначально в его состав   входили двухэтажный и трехэтажный дома (в последнем размещался театр), два флигеля, многочисленные службы, баня, оранжерея и сад. Жилые дома разделены воротами, через которые осуществлялся въезд во двор. В двухэтажном жилом доме усадьбы, помимо покоев и жилых комнат, находилась также и старообрядческая домовая молельня. Казанцевы – одна из известнейших и богатейших фамилий Екатеринбурга, внесшая значительный вклад в развитие города. Среди ее представителей были купцы, золотопромышленники, юристы, живописцы, общественные деятели. Наиболее известны Гавриил Фомич Казанцев (ок. 1806-1874), Гавриил Гавриилович Казанцев (1854-1902), Владимир Гавриилович (1849-1902).Усадьба Казанцевых играла заметную роль в культурной   жизни Екатеринбурга. Здесь часто бывал Д.Н. Мамин-Сибиряк, действовал театр, сад был открыт для свободного посещения. В начале XXвека здесь был открыт один из первых городских кинотеатров.После событий октября 1917 года двухэтажный жилой дом усадьбы был передан под коммунальное жилье, в результате чего свой первоначальный облик утратили фасады дома и полностью были изменены его интерьеры.