Казак-узбеки длительное время проживали на территории современных Казахстана и Узбекистана без деления на отдельные народы. Вся эта зона служила местом кочевий и обитания для казак-узбеков, которые четко отделяли себя от местных таджиков и каракалпаков. Кочевые племена в случае конфликта уходили от одного султана к другому, где обычно встречали радушный прием у родни, которая переселилась туда раньше.
Поэтому как такого разделения на узбеков и казахов до середины 17 века не было. Если кто переезжал под власть Шейбанидов (а затем Аштарханидов) то называл себя узбеками (то есть соглашались платить подати), те кто уходил кочевать за Сырдарью в степи становились казаками (то есть ничего не платили и были обязаны только воевать в случае войны).
Особенно это странную на взгляд оседлых ситуацию хорошо характеризует личность Акша-бия.
Акша-бий (Акша Сеиткулулы) - правитель Кокандского ханства из казахского рода торткара племени Алим. Родился в 1573 году в Присырдарьинском регионе, умер в 1659 году. Он был дедом одного родоначальников казахского жузового государства - Айтеке-бия.
В 1590-1620 годах отец Акша-бия Сеиткул-хан возглавлял 40 тысяч казахских, 35 тысяч каракалпакских и 100 тысяч узбекских семей, кочевавших в окрестностях Бухары и Самарканда.
Такой степной конгломерат из различных этносов и племен существовал не на основе жесткой государственной системы. Это была необходимость для степных племен, которые нуждались в союзе для совместной обороны, и что не менее важно нуждались в ханской власти, чтобы делить кочевые межи и улаживать споры из-за пастбищ. Поэтому ханом избирался чингизид, который обладал необходимыми волевыми и умственными качествами для улаживания многочисленных споров, чтобы никто не ушел из союза. Такова была степная демократия, о которой никогда не могли мечтать оседлые.
Поэтому казахам часто говорят о том, что у нас не было государства. У нас было государство, но уникальное по своей сути и практичности. А также это было государство со всеми современными демократическими атрибутами - выборностью власти, существованием третейских судов биев и возможностью откочевать в случае несогласия с решением хана.
Возвращаясь к теме разделения узбеков и казахов можно отметить точную дату этого.
В 1622 году узбекский хан Имамкули напал на каракалпаков в окрестностях Туркестана.
Так как они подчинялись казахским ханам, то на помощь им пришел Жалантос-бахадур, младший брат Акша-бия.
Имамкули-хан заключил с Жалантос-бахадуром мирное соглашение и предложил ему поступить к нему на службу. Жалантос-бахадур согласился и ему в управление были переданы города Коканд и Самарканд. Коканд был передан в управление Акша-бию.
С этого периода произошло четкое разделение казахов и узбеков, так как Жалантос-Бахадур и его брат стали "большими греками чем сами греки".
Они развернули широкое строительство в Самарканде.
При этом Акша-бий организовал налоговую систему, которая позволила обложить всех кочевников и дехкан податями. А также создал мастерские по производству оружия, привлекая к этой работе всех степных и городских мастеров. Жалантос-бахадур благодаря этому создал профессиональную армию образца гулямов (тяжеловооруженных воинов) Тамерлана, которой не было ни у кого в Средней Азии. Эта армия неоднократно помогала казахам в битвах против ойратов. В то же время эта же армия пресекла возможность свободного пересечения границ Бухарского ханства.
С 30-х годов 17 века все казак-узбеки, которые остались в Бухарском ханстве стали податным сословием, а казахи в степях уже не могли проникнуть в Маверанахр. Так прервались постоянные связи между казак-узбеками и произошло разделение одного кочевого этноса на два народа - казахов и узбеков.