За десять лет до того , как Walt Disney Productions появился на свет, сделав свое название синонимом анимационных фильмов, был еще один пионер этого вида искусства - Лотте Рейнигер.
Кинематографическая карьера райнигер охватила 60 лет , в течение которых она создала более 70 силуэтных анимационных фильмов, включая версии “Золушки”, “Кота в сапогах” и “Гензеля и Гретель"."Она, пожалуй, самая известная за ее немой фильм 1926 года " Приключения принца Ахмеда“, фантастическая адаптация ”тысячи и одной ночи", который был одним из первых полнометражных анимационных функций, когда-либо сделанных .
Шарль Отте Райнигер родилась в июне 1899 года в районе Шарлоттенбург города Берлин у Карла и Элеоноры Райнигер. Она училась в Шарлоттенбургской Вальдшулле, где изучала искусство вырезания фигур и рисунков на бумаге ножницами . Этот вид искусства возник в Китае, а затем стал популярным в Германии.
“Я начала использовать свои силуэты для постановки пьесы, построив небольшой театр теней, в котором будет играть Шекспир”, - писала она в 1936 году.
Сначала она хотела стать актрисой, но это стремление изменилось, когда, будучи подростком, она столкнулась с режиссером и актером Паулем Вегенером после лекции, которую он прочитал в Берлине о возможностях анимации в кино. Увлекшись его фильмами, такими как” Пражский студент “(1913) и” Голем " (1915), она уговорила своих друзей записать ее в театральную группу при Школе актерского мастерства Макса Рейнхардта, где преподавал Вегенер . Для забавы она вырезала силуэты актеров в группе. Уэгенер был поражен.
Вскоре он заручился ее поддержкой в работе над своим фильмом 1918 года “Гамельнский крысолов”, экранизацией народной легенды о человеке, которого наняли играть на Волшебной флейте, чтобы выманить крыс из немецкого города. Когда город отказывается платить ему за его услуги, волынщик играет другую мелодию, чтобы загипнотизировать детей и вывести их из города, чтобы никогда больше не видеть. Вегенер попросил Рейнигера помочь ему оживить деревянных кукольных крыс для фильма.
“У меня теперь было одно желание - снимать фильмы”, - писала она.
Ее работа с Вегенером привела ее к поступлению в институт культурных исследований в Берлине, где она встретила искусствоведа Карла Коха . Он станет ее мужем и соавтором в ее фильмах .
Их первый анимационный короткометражный фильм был "The Ornament of the Heart in Love" (1919), о двух влюбленных, обоих танцорах балета , и морфинговом украшении между ними, которое представляет их эмоции.
Выразительные качества ее работ привлекли внимание мецената, банкира Луи Хагена, который владел кинокомпанией и искал возможности инвестировать в новые таланты. Хаген пригласил ее и ее команду продюсеров и дизайнеров использовать его студию в Потсдаме, Герма-Нью-Йорк, где они работали над “Принцем Ахмедом”, их первым полнометражным фильмом.
Музыка, возможно, вопреки здравому смыслу, была жизненно важна для безмолвного фильма , и команда рано начала работать с композитором Вольфгангом Целлером, который делал звуковые эффекты с нотами флейты и глокеншпиля . Затем команда снимала свои сцены под музыку, ноты, управляющие действием и подчеркивающие его эмоциями.
Редактирование Райнигер было очень тщательным. Начиная с более чем 250 000 кадров, она и ее команда использовали чуть более 100 000 кадров в фильме, который шел в течение часа и 21 минуты, каждая секунда требовала 24 кадров . На его завершение ушло три года, и премьера состоялась в Фольксбюне , или Народном театре, в Берлине , когда Райнигер было 27 лет.
Фильм продемонстрировал фантастический потенциал анимации. Принц победил армию демонов, чтобы завоевать принцессу. Птицы сражались с ведьмами и колдунами. Полетели лошади.
Французский режиссер Жан Ренуар увидел “принца Ахмеда “на его премьере в Париже, а позже вспоминал, что хотел сказать ей: "у тебя сказочные руки.”
Райнигер разработал сложный процесс, чтобы сделать ее фильмы. Она вырезала каждую конечность каждой фигуры из черного картона и тонкого свинца, а затем соединила их вместе проволочными петлями. Для исследований она часами сидела в Берлинском зоопарке , наблюдая, как двигаются животные. Начав с “Принца Ахмеда", она также создала раннюю версию многоплоскостной камеры, которая придала двумерной анимации доселе неисследованную глубину, движение и сложность. Она называла свое устройство Tricktisch, или столом для фокусов.
Райнигер описала ее процесс следующим образом: "фигуры и фоны разложены на стеклянном столе. Сильный свет снизу заставляет проволочные петли исчезнуть и бросает вверх черные фигуры в рельефе. Камера висит над этим столом, глядя вниз на изображение, расположенное ниже.” Сделав фотографию, Рейнигер и ее команда переместили фигуры в их следующую позицию и снова сфотографировали сцену. "Самое важное, - писала она, - это знать, как сильно нужно двигать фигуры, чтобы получить реалистичный эффект.”
Когда Гитлер был у власти, Рейнигер и ее муж уехали из Германии во Францию, Италию и Англию, где они сотрудничали с другими кукольниками, финансистами и художниками, прежде чем вернуться в Берлин в 1944 году, чтобы заботиться о матери Рейнигер. В 1948 году они переехали в Лондон, где присоединились к соседней колонии художников. Затем Рейнигер сняла серию коротких детских фильмов для Би-би-си.
Ее муж умер в 1963 году, и она перестала снимать фильмы. Но в 1972 году она была признана на Берлинском кинофестивале за ее вклад в немецкий кинематограф. Два года спустя Институт Гете спонсировал ее лекционное турне по Канаде и Соединенным Штатам .
Тур вдохновил ее на создание нескольких финальных короткометражных фильмов, в том числе “Роза и кольцо” (1979), 24-минутная адаптация сатирического произведения художественной литературы 1854 года Уильяма Мейкписа Теккерея и “Düsselchen and the Four Seasons”, двухминутный фильм, завершенный в 1980 году.
Восхваляя “смесь причудливости и пугливости" Рейнигер, известный кинокритик Мистер Скотт писал, что ее "мечтательные образы, которые, кажется проникают прямо в коллективное бессознательное сознание " .