Найти тему
Армянский музей Москвы

Христос на Лаваше: мы взяли интервью у удивительного режиссера Артура Варданяна, выпекающего удивительные арт-объекты

Во время съёмок документального фильма об армянском хлебе с режиссёром Артуром Варданяном произошло неординарное событие — на одном из листов свежего лаваша, извлечённого из печки, он неожиданно разглядел лик Христа. Увиденное так взволновало режиссёра, что он решил сделать выставку евхаристических картин. С тех пор тема хлеба стала центральной в его жизни. Как это происходило и где можно будет увидеть картины-лаваши выяснила главный редактор Армянского музея Москвы Ольга Казак. 

Ольга Казак: С чем вы связываете появление лика Спасителя на хлебе? 

Артур Варданян: Я снимал фильм о искусстве выпечки традиционного армянского хлеба в тонире (армянской печи). Лаваши доставали из тонира, и в какой-то момент мне вдруг почудилось, на одном из испечённых листов знакомое изображение. Лик смотрящего на меня невозможно было с кем-то перепутать. Я подумал, что это всего лишь буйное профессиональное воображение, которое преследует людей творческих профессий. Во всём пытаешься увидеть что-то необычное…  Однако на листе лаваша действительно был лик Христа, и это изображение напоминало Спасителя с туринской плащаницы. 

ОК: Как появилось это изображение, есть гипотезы?

АВ: Мы попросили остудить тонир, осмотрели стенки. Ничего особенного. Печь, как печь. Лишь на одной стенке в своё время был проведен ремонт, и эта часть тонира, залатанная глиной, за счёт разной прокалки поверхности и выпекала лаваш с очертаниями Иисуса. Мы поняли, что никакого чуда нет. Тонир старый, с глиняными потрескавшимися стенками. Соприкосновение пластины теста со стеной даёт этот причудливый отпечаток на поверхности лаваша. Символично, что именно на армянском лаваше отражается этот лик, ведь Великая Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии. И сам хлеб является символом самого святого, что существует в духовной природе вещей. Это было как откровение, что дало мне мощный творческий импульс.

ОК: Расскажите, как возникла идея сделать из лаваша полотна? 

АВ: Мы поняли, что этот хлеб явление новое, удивительное и решили организовать выставку, для начала в Ереване. Уже в процессе получили приглашение не только в Россию, но и в другие страны. Для организации экспозиции нужно было превратить местами обгоревший лаваш из тонира в настоящий выставочный экспонат. Поэтому к делу подключили художника Тиграна Казаряна и подающего большие надежды молодого дизайнера Егише Балояна. 

Фото из архива Артура Варданяна
Фото из архива Артура Варданяна

ОК: Сколько всего лавашей напечатано? Это один и тот же лик?

АВ: Мы посоветовались с экспертами Армянской апостольской церкви и подготовили 33 экспоната. Лаваши символизируют возраст Христа и на каждом оттиск его лика. Основа этих своеобразных картин приготовлена из чистой пшеничной муки, без использования дрожжей. 

ОК: Остаются ли эти лаваши свежими? Не плесневеют?

АВ: Не плесневеют. Изображение Спасителя происходит отнюдь не графическими методами, и не живописью — там использована другая техника. Лик получается благодаря обжигу — разными этапами. Конечно, мы задумались над тем, как же их сохранять на протяжении довольно долгого времени. Ведь необходимо, чтобы лаваши не осыпались и не покрывались плесенью… Никакой особенной технологии нет. Они просто сохраняются после выпечки. Нам потребовалось время, чтобы убедиться в этом. Сегодня мы можем констатировать, что самый первый экспонат, оформленный два года назад, вплоть до сегодняшнего дня остался без малейших изменений.

Фото из архива Артура Варданяна
Фото из архива Артура Варданяна

ОК: Что этот проект значит лично для вас?  

АВ: Я бессознательно шёл к нему.  Ещё в школе в пятом классе нас возили на экскурссию на хлебзавод, и там я увидел, сколько труда вложено в процесс создания хлеба. Нам после экскурссии подарили по буханке хлеба. Он был тёплый и ароматный. Это очень запомнилось как символ доброты и вложенного с любовью труда. В своей жизни я потом много снимал, изучал армянские обычаи, обряды, интересовался средневековой армянской миниатюрой, историей христианского искусства, начиная с росписи раннехристианских катакомб. Мне интересна эпоха Возрождения, иконопись в Древней Руси. Я люблю живопись Андрея Рублева. Из режиссёров мне ближе всего Сергей Параджанов. Это всё накопилось как ресурс, и, по воле случая, а скорее всего по воле Божией, отобразилось в лаваше с ликом Христа, который пришёл в мою жизнь.

ОК: Как отнеслась Армянская апостольская церковь к инициативе создания выставки?  

АВ: Церковь отнеслась хорошо. Уже опубликована статья в еженедельнике Араратской Епархии «Шогакн Араратян» под заголовком «Ес ем хацн кендани» («Я есмь хлеб жизни»). Наши отцы благословили выставку и помогли своими напутствиями.                                                                                               

ОК: Будут ли созданы новые лаваши-полотна? 

АВ: Новых экспонатов не будет. Церковь благословила выпечь всего 33 лика. Я на это смотрю как художник и не вижу смысла повторять один и тот же проект. Такое лучше делать один раз и не переставать восхищаться тем, что нас окружает. Поймите, лучшего творца чем Бог не существует, просто надо широко раскрыть глаза и увидеть, а после Его созерцать. Речь не идёт о том, чтобы поставить выпечку этих лавашей на поток.                                                                                         

ОК: Что вы хотите этим картинами показать окружающим?  

АВ: Это Евхаристия. Представленные экспонаты передают главную цель христианина — святое Причастие — момент, когда наша жизнь соединяется со Христом. Мы впускаем Спасителя Мира, и он становится частью нас.  Вообще, лаваши-картины преследуют очень важную цель. Соприкасаясь с ними мы задаём вопрос: как найти и сохранить источник. А источник — это духовные и нравственные ценности, которые нам дарит христианство.                                                                                        

Фото из архива Артура Варданяна
Фото из архива Артура Варданяна

ОК: Есть ли уже обратная связь аудитории и какие-то оценки со стороны специалистов искусства? 

АВ: Большинство людей реагируют с интересом, так как ощущают символизм Причастия. Многие удивляются, так как привыкли видеть образ Христа на холсте или фресках по канону. Однако в истории христианского искусства образ Христа всегда переосмыслялся согласно изменениям эпохи и даже обретал новые черты в национальных обществах. В Эфиопии Иисус — чернокожий, и это никого не удивляет. Что касается работы с искусствоведами, то о картинах-лавашах уже написала книгу армянский специалист, кандидат искусствоведческих наук Рипсимэ Эдуардовна Варданян. После консультаций с издателями в Эчмиадзине мы надеемся в скором времени напечатать эти книги и дальше раздавать их на презентации выставки. 

ОК: Когда картины-лаваши можно будет увидеть?                                                                                                         

АВ: Точную дату не могу сказать, но в ближайшем будущем. Мы готовимся. Есть чёткое понимание как всё будет устроено. На выставке церковный хор будет петь армянские духовные песни — шараканы. На фуршете гостей будут угощать лавашом и вином. А ещё мы покажем фильм, повествующий о смысле хлеба.