Найти тему
pro всех

Татуировщик Освенцима. Невероятная история любви во время Холокоста.

Людвиг Эйзенберг хранил эту тайну более полувека. Лишь в возрасте 87 лет, он решил поведать миру о том, на что ему пришлось пойти, чтобы остаться в живых в одном из самых страшных нацистских концлагерей.

Будучи 26-летним евреем австро-венгерского происхождения, Людвиг, по приказу немецкого правительства, был отправлен в концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау, где, взамен своего имени, получил номер 32407. Пытаясь избежать газовой камеры, он сказал, что является плотником, благодаря чему был отправлен на строительство бараков для вновь прибывающих узников. Но, в результате очень тяжелых условий труда и постоянного недоедания, вскоре, Людвиг заболел тифом. Окончательно оправиться от заболевания юноше так и не удалось, и он стал слишком слаб, чтобы работать на стройке.

От смерти его спас французский ученый Пепан, работавший в концлагере татуировщиком, взяв Людвига к себе в ученики. Но, вскоре, Пепан загадочным образом исчез, Эйзенберг так и не узнал, что случилось с ним на самом деле. Так ученик занял место своего учителя, став главным татуировщиком Освенцима.

Именно такие татуировки наносили заключенным.
Именно такие татуировки наносили заключенным.

С новой должностью у Людвига появился и ряд преимуществ перед другими заключенными. Теперь он жил в отдельной комнате, получал дополнительный паек и свободное время после работы.

Эйзенберг набил десятки тысяч номеров на предплечьях узников, но номер 34902 навсегда стал для него особенным.

«Я сделал ей татуировку с номером на левой руке, а она – татуировку со своим номером в моем сердце», - так описывал Людвиг момент своего знакомства с Гизелой Фурман.

Людвиг и Гизела
Людвиг и Гизела

Гизела была заключенной женского лагеря Биркенау. С помощью одного из охранников СС Людвигу удавалось передавать своей возлюбленной письма и, даже, иногда встречаться за ее бараком. Он отдавал ей свой дополнительный паек, и устроил на более легкую работу в административный корпус. Гизела не верила, что сможет выжить, но Людвиг давал ей надежду. Так же Эйзенберг помогал и другим заключенным, обменивая добытые ими украшения на еду у местных жителей, работавших в лагере как наемные сотрудники.

-3

В 1945 году, с приближением советских войск, нацисты начали вывозить узников из Освенцима, в числе которых, оказалась и Гизела.

Только спустя несколько месяцев Людвигу удалось отыскать свою любимую под Братиславой, в лагере Красного креста, куда съезжались все выжившие заключенные. Осенью 1945 года возлюбленные поженились под именами Лале и Гита Соколовы. После нескольких лет скитаний по Европе, супруги обосновались в австралийском Мельбурне, где и прожили всю свою жизнь.

Лале никому не рассказывал о своей жизни во время войны, боясь, что его будут считать приспешником нацистов. Его прошлого не знал даже сын супругов, Гари.

-4

Рассказать свою историю Лале решился только после смерти жены в 2003 году. В течение трех лет он регулярно общался с писательницей Хезер Моррис, которая воплотила услышанное ею в книгу «Татуировщик из Освенцима», выпущенную в 2018 году.

Лале Соколов скончался в Мельбурне в 2006 году. После эмиграции он ни разу не возвращался на родину.

Лале и Гита Соколовы.
Лале и Гита Соколовы.