Найти в Дзене
История и истории

Как «божественный» Константин оставил братьев без носа

Оглавление

Византийский монах и летописец Феофан Исповедник рассказывает, как византийский император Константин IV Погонат (т.е. Бородатый) утвердился во власти. Это типично византийская история, послушайте.

В середине VII века Восточная Римская империя с трудом сдерживала атаки арабов, которые к тому моменту отхватили от ромейской державы несколько жирных кусков - Палестину, Сирию, Египет - и бодро шагали по африканскому побережью дальше на запад - к богатому и знаменитому Карфагену. Император Констант II попытался было оказать им сопротивление, но потерпел жестокое поражение в морском бою у побережья Ликии и едва не попал в плен. Потом от греха подальше перенес столицу из Константинополя в Сиракузы и решил горечь поражения от сарацин скрасить победами в Италии, однако был сильно бит королем лангобардов Гримоальдом. И вскоре, фактически обнулив свой рейтинг, стал жертвой заговора. Во время вечернего купания некто Андрей, простой евнух с крепкими мышцами, огрел императора тяжелым деревянным ведром, из которого обычно лил на августейшую голову душистую воду. Констант умер, а жители Константинополя в 668 году провозгласили императором его старшего сына - Константина.

Константин Погонат (третий слева) и его братья. Все, как видите, с носами. Фрагмент мозаики в базилике Сан-Аполлинаре в Равенне.
Константин Погонат (третий слева) и его братья. Все, как видите, с носами. Фрагмент мозаики в базилике Сан-Аполлинаре в Равенне.

Но возникла сложность. Два младших брата Константина - Тиверий и Ираклий - остались недовольны волеизъявлением жителей столицы. Ах, эти москвичи! Братья нашли поддержку в провинции - сумели привлечь на свою сторону часть восточных легионов, сдерживавших в это время натиск арабов на границах Анатолии (граница между Византией и Халифатом проходила тогда пол линии хребтов Тавр и Антитавр), и отправили к Константину посольство.

"Мы верим в святую Троицу и идем венчать на царство троих", - говорили послы, давая понять, что за ними сила в лице закаленных в бою фаланг.

Константин сделал вид, что проникся такой идеей, посчитал ее справедливой и заслуживающей, как минимум, публичного обсуждения, и пригласил посланников выступить перед сенатом, чтобы тот решил все вопросы окончательно. Посланники, не чуя коварства, согласились. Зря.

"Когда они пришли в сенат, - пишет Феофан, - то Константин приказал их повесить по ту сторону насупротив Сик. Прочие смотря на то постыдились и с горечью возвратились назад".

Тиверий и Ираклий поднимать войска не решились, обиду проглотили. А, может, и сами солдаты, видя, какой оборот приняло дело, передумали расчехлять мечи. Все-таки Константин был старшим братом, право на трон у него было неоспоримое, а разговоры о Троице - это все-таки софистика. В общем, похода на Царьград и гражданской войны в том году не последовало. Константин сделал вид, что братьев простил, пригласил в столицу, но когда Ираклий с Тиверием прибыли, приказал их схватить и по доброму ромейскому обычаю отрезать носы. Чтобы больше не смели поднимать руку на старших и не могли претендовать на корону. Ведь безносый человек не имел ни малейшего шанса стать василевсом.

Флот арабов подходит к Константинополю.
Флот арабов подходит к Константинополю.

Столь жестокое подавление мятежа отчасти спасло империю от гибели. Потому что через несколько лет к Константинополю поступил огромный флот сарацин. И раздираемое смутой государство этого удара могло бы не выдержать. А так, Тиверий и Ираклий заплатили носами за то, чтобы родина была единой и смогла в конечном итоге остановить натиск арабов.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Феодосий и Евдокия: история любви и измены
Катафракты — «тяжелые танки» Византии